Выравнивание заработной платы в РФ с государствами СНГ ставит под вопрос привлекательность России в глазах трудящихся-мигрантов, которые после падения рублевого курса все больше думают про переезд из Российской Федерации в Южную Корею или Соединенные Штаты. Об этом 27 мая рассуждает Александр Желенин в «Росбалте».
Средняя месячная заработная плата в Казахстане в прошлом году составила в пересчете почти 550 американских долларов.
Это государство, которое за постсоветскую всю историю занималось приблизительно тем же, чем и Российская Федерация, то есть экспортировало за рубеж собственные энергетические ресурсы, в данный момент из-за падения цен на углеводороды переживает также не лучшее время. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что тем не менее по величине средней зарплаты в 2015 году Казахстан практически сравнялся с РФ, где за такой же период показатель этот был 558 долларов США в месяц.
Приблизилась к российской зарплате и Беларусь. Здесь за минувший год в среднем месячный заработок белорусов выразился в 415 долларах. За то же время в Азербайджане данный показатель определяется как 431 доллар.
90 процентов гастарбайтеров в России есть бывшие соотечественники россиян, приезжающие из некогда пребывавших в составе Советского Союза республик.
Поэтому перед Российской Федерацией встает перспектива резкого уменьшения работающих в ней иностранных трудящихся. Несомненно, она придаст воодушевление широким массам в России, зараженным ксенофобной агитацией и пропагандой. Но такая перспектива точно не радует работодателей, которым благодаря дешевому труду мигрантов удавалось получить существенную прибыль.
Масштабы будущих утрат и потерь экономики России возможно представить на примерах следующих данных: в некоторые годы мигрантами производились в Российской Федерации товары и услуги на сумму, которая равна четверти доходной базы бюджета РФ. Так, к примеру, в 2011 году это были свыше двух триллионов рублей, тогда как доходы российского бюджета за тот год выразились в чуть более восьми триллионах рублей. И без учета данная цифирь того вклада, который вносят в экономику России мигранты в качестве потребителей, – ведь они еще и приобретают одежду и продукты, платят налоговые сборы, оплачивают жилье, транспортные расходы и многие другие вещи.
Между тем уменьшение в будущем притоков в экономику Российской Федерации рабочей дешевой силы, состоящей из мигрантов – событие вероятное вполне. Об этом говорит не только официальная статистика, но и понимание личного опыта.
Несколько дней тому назад Александр Желенин говорил с продавщицей в одном из продуктовых магазинов Москвы. Родом эта девушка из Киргизии, в столице России работает один год. На нее как на гражданку страны, ставшей недавно членом Евразийского экономического союза, распространяются некоторые привилегии – упростился сильно процесс регистрации по месту ее жительства и оформления на работу.
Однако экономические стимулы к работе все менее определяют ее поведение, особенно с учетом того, что курс киргизского сома почти равняется в пересчете рублю Российской Федерации. Поэтому киргизская девушка улыбается и говорит, что лучше ехать трудиться в Южную Корею или Соединенные Штаты.
Между тем объективные экономические причины, способные привести к уменьшению численности гастарбайтеров в России, ее властям показались недостаточными. Российской Госдумой принят ряд драконовских поправок в положения миграционного законодательства, которые упростили крайне процедуры выдворения из страны мигрантов. Согласно этим поправкам, депортировать сегодня приезжих можно за пару любых малозначительных административных правонарушений.
В последнее время эту систему поставили на поток. В соответствии с данными в докладе комитета «Гражданского содействия», всего с 2013-го года по прошлый год включительно суды Российской Федерации приняли свыше полумиллиона решений про административные выдворения.
Однако этим сотрудники упраздненной ныне Федеральной миграционной службы России решили не ограничиваться. Они вносили в массовом порядке фамилии иностранцев, прежде всего из государств Центральной Азии, в список «невъездных». Бывший глава упраздненной ФМС Константин Ромодановский приводит данные, что количество тех лиц, кому запрещен въезд в РФ в течение последних двух с половиной лет, превысило полтора миллиона человек.
При этом в прошлом году число таджиков и узбеков, выезжающих из Российской Федерации, превысило количество въехавших в нее из Узбекистана и Таджикистана. Уже первый квартал 2015 года показал такую тенденцию. Причем не стоит забывать, что уезжают многие не по собственной воле, и много их, в свою очередь, столкнутся с запретом на долгие томительные годы въехать в Россию опять.
И с «привилегированными» работниками из стран, получивших членство в ЕАЭС, также обстоит все не лучшим образом. В этой связи достаточно упомянуть, что прирост миграции из Армении, если сделать сравнение первого квартала 2015 года с аналогичным периодом 2016 года, сократился в два почти раза.
Понятно, что под депортации армяне такими человеческими массами, как узбеки и таджики, не попадают. А это значит, что и интереса к работе в России граждане Армении не видят уже, несмотря на все расхваливаемые Кремлем преимущества Евразийского экономического союза.
Падение зарплат в России делает ее менее привлекательной для гастарбайтеров
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.