Вместо того чтоб позволить своим детям распоряжаться капиталом, который заработали миллиардеры, они все чаще предпочитают направить заработанные ими денежные средства на благотворительность. Почему так происходит? Действительно ли миллиардеры в таких своих действиях руководствуются исключительно филантропическими соображениями, или считают, что их наследники не в состоянии правильно распоряжаться деньгами?
Так, к примеру, Михаил Фридман, основатель «Альфа-групп», недавно заявил, что собирается передать на благотворительность практически все свои финансовые активы, поскольку убежден, что оставить их собственным наследникам является худшим из того, что он может для них сделать. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что, согласно оценкам журнала Forbes, состояние Фридмана на сегодняшний день оценивается в 13,3 миллиарда долларов США. Господин Фридман очень надеется, что его дети смогут самостоятельно добиться карьерных и профессиональных успехов так, как в свое время он сделал сам. Кроме всего прочего, Михаил Фридман не желает, чтоб его дети оказались в кругу внимания тех людей, которые преследуют неблаговидные цели.
Следует уточнить, что это далеко не первый олигарх из Российской Федерации, который решил не вешать на наследников бремя своего капитала. «В 2010 году президент УК «Интеррос» Потанин также объявил о том, что собирается отдать львиную долю своего состояния на благотворительность», - пишет издание «Лента.ру».
Этот же тренд можно проследить и на Западе. В том же году Уоррен Баффет, миллиардер из Соединенных Штатов Америки, запустил филантропическую кампанию под названием «Клятва дарения», сообщив при этом, что собирается передать 99% от своих денежных средств сразу пяти различным благотворительным компаниям. Более того, он также призвал и других богачей последовать его примеру. В свою очередь, Билл и Мелинда Гейтс заявили о том, что собираются пожертвовать на ту же благотворительность порядка 95% от своего капитала. Часть обещания они даже выполнили в 2007 году, когда отдали на благотворительность 28 миллиардов долларов США.
Глава дома Рокфеллеров Д. Рокфеллер-старший еще в 2010 году официально присоединился к кампании «Клятва дарения». Основатель и генеральный директор Tesla Motors сделал это в 2012 году. Кстати, Маск и до этого был известным филантропом, который любит вкладывать деньги в, казалось бы, безнадежные проекты, которые, по его личному мнению, могут когда-то изменить наше будущее. Так, к примеру, он входит в совет попечителей фонда X-Prize, который всячески поддерживает разработки в сфере возобновляемой энергии, и финансирует разные инициативы по развитию инновационного инженерного образования.
«Клятву дарения» в 2013 году поддержал Юрий Мильнер, российский инвестор, основатель фонда DST Global. «Мое присоединение к The Giving Pledge означает не просто какое-то желание «подарить», а это попытка осмыслить жизненный опыт для того, чтобы благотворительность сделать эффективной. Я здесь, чтобы инвестировать в наше совместное будущее и наши лучшие умы», - пояснил тогда свое решение господин Мильнер.
Насколько прав Михаил Фридман в своих суждениях и решениях, определить достаточно трудно. Дело в том, что на территории Российской Федерации уже довольно давно ведутся разговоры о том, что там формируется новая аристократия из детей местных олигархов. Но не стоит забывать и о том, что большинство из детей олигархов не только выросли и получили образование, но даже и родились за пределами РФ. Многие из них имеют либо иностранное, либо даже двойное гражданство. В связи с этим нетрудно предположить, что наступит время, когда на их голову свалятся все капиталы родителей, среди которых конные клубы, частные дома, гольф-клубы, а также достаточно крупные российские предприятия, оказывающие непосредственное влияние на экономику страны.
Конечно же, многие из наследников российских миллиардеров не просто проживают деньги своих богатых родителей, но и стараются добиться успеха собственными силами. Здесь можно вспомнить вице-президента МТС и дочь Владимира Евтушенкова Татьяну, приемного сына Алишера Усманова и владельца сети соляриев Антона Винера, модельера и дочь основателя «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина Киру и других. Кстати, многие их них получили образование и повзрослели именно за границей. Тем не менее потом они все-таки приняли решение вернуться в Россию, где, собственно, и начали вести свою деятельность, таким способом заявив, что в Европе, а также в других странах мира русскому человеку достаточно трудно найти себя. Однако, как уже говорилось ранее, подавляющее большинство детей олигархов сможет похвастаться наличием у них двойного либо иностранного гражданства. А значит, существует вероятность того, что активы российских предприятий уплывут за границу.
Но не стоит забывать, что закон накладывает ограничения на владение иностранными гражданами долями в российских предприятиях в зависимости от отрасли. К моменту, когда нынешние миллиардеры передадут бизнес детям, законы в стране могут поменяться либо дети примут российское гражданство. Поэтому переход стратегических предприятий в руки иностранных граждан маловероятен.