Известный российский журналист Евгений Кисилев в своей статье для «Эха Москвы» размышляет над вопросом касаемо того, что заставило российского президента Владимира Путина освободить украинскую летчицу и народного депутата Надежду Савченко. С мнением Киселева знакомились эксперты раздела «Новости Мира» интернет-журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Кроме всего прочего, журналиста интересуют мотивы, заставившие главу Кремля изменить свою давнюю позицию относительно вопроса касаемо помилования. Евгений Киселев напомнил, что глава Российского государства постоянно настаивал, что для помилования осужденного или осужденной необходимо написание соответствующего прошения. Именно на подобной точке зрения Владимир Путин достаточно упорно настаивал, и это несмотря на то, что со стороны опытных юристов не один раз совершалась попытка пояснить главе государства, что ничто не должно стать поводом для ограничения помилования.
За последнее время все успели вспомнить, что когда российский президент с учетом определенных причин планировал принять решение об освобождении Ходорковского, то сам Михаил Борисович, проведший в местах лишения свободы более десяти лет, для того, чтобы выйти на свободу, должен был забыть о своих принципах и написать на имя Путина соответствующее заявление. И даже если в этом прошении нет намека на раскаяние и признание вины, оно все-таки было написано. Но в истории с украинкой Владимиру Путину ничего не оставалось, как постоянно уступать свои позиции.
Еще каких-то два с половиной месяца назад российский президент Владимир Путин через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова, можно сказать, на публике отверг предложение американского президента Барака Обамы касаемо того, чтобы выпустить на свободу Надежду Савченко. В процессе пересказа содержания разговора между обоими президентами Песков сделал акцент на явной неуместности торга. Но теперь, считает Евгений Киселев, глава Кремля уступил главе Белого дома.
Путин сделал в Украине настоящий праздник. Сейчас против него с новой силой начинают действовать его же национал-радикалы, всевозможные трубадуры и сторонники «русской весны» и несостоявшейся «Новороссии», в один голос заявившие о том, что Владимир Путин готов к тому, чтобы Донбасс был «слит». Впрочем, отмечает российский журналист, с учетом активизировавшихся в последние дни военных действий в Донецкой и Луганской области, о грядущем «сливе» говорить не приходится.
Вместо Савченко в Россию вернулись двое гэрэушников-«отпускников». И это при том, что, согласно слухам, представители российского внешнеполитического ведомства анализировали возможность освобождения из мест лишения свободы в США двух российских граждан, Виктора Бута и Константина Ярошенко, которые получили в США длительные сроки — первый за нелегальную торговлю оружием, второй — за наркотрафик.
Ходят слухи, Путин даже провел обсуждение этого вопроса с госсекретарем Джоном Керри в ходе одного из состоявшихся недавно его визитов в Москву, но ничего из этого не вышло.
Вряд ли стоит считать, что поводом для освобождения Савченко Россией стала надежда главы Кремля на то, что страны Запада поменяют свою позицию и примут решение о снятии или ослаблении антироссийских санкций. Евгений Киселев подчеркивает, что четкое заявление руководителей стран «Большой семерки» во время состоявшегося недавно саммита в Японии, которое прозвучало уже на следующий день после освобождения Савченко, о том, что политика санкций в отношении России останется неизменной, ставит крест на предположениях о возможности определенных закулисных торгов вокруг судьбы украинской летчицы.
Журналист убежден, что данное заявление также является опровержением слухов о том, что Соединенные Штаты хотят отменить санкции против России до 20 января 2017 года, когда подойдет к концу второй президентский срок Барака Обамы. В частности, об этом говорил посол США в Москве Энтони Годфри в интервью, которое дал в ходе недавней поездки во Владивосток какому-то тамошнему СМИ: «Мы хотим, чтобы санкции были сняты еще во время Обамы. И мы все для этого делаем».
Боюсь, американского дипломата неправильно поняли, тем более что в английском языке есть тонкие оттенки модальности, которые, увы, теряются при неточном переводе. Формула «мы хотели бы…» не всегда равнозначна «мы хотим». Даже если «все для этого делаем».
По убеждению журналиста, сейчас более важную роль играет последнее заявление главного американского представителя по всем украинским делам Виктории Нуланд после ее майского визита в Москву. Она, в частности, отметила, что снятие санкций с Кремля возможно после полного выполнения Минских соглашений.
В соответствии с ними Россия обязана вернуть Украине контроль над государственной границей на украинской стороне на всем ее протяжении, в частности ту часть, которая проходит по территории самопровозглашенных «республик». Всем чрезвычайно трудно себе представить, что Путин готов на это пойти.
Согласно еще одной версии, Владимир Путин надеется, что после того, как Надежда Савченко с триумфом вернулась в Украину, это принесет проблемы для украинского президента Петра Порошенко.