Необъявленная украинско-российская война, начавшаяся более 2 лет назад, продолжается. Российское руководство так и не смирилось с украинской независимостью, пишет публицист и социолог Игорь Эйдман на страницах издания Deutsche Welle.
Когда Российской Федерации не удалось сделать Украину своим вассалом мирным путем, при помощи подконтрольного ей украинского президента Виктора Януковича, она попыталась добиться своей цели силовыми методами. Заодно Москва решила «откусить» от ослабленного революцией соседа большой крымский кусок, пишет автор.
Все последующие события указывают на то, что уничтожение единой независимой Украины остается подлинной целью Путина, подчеркивает Эйдман.
Публицист отмечает, что на протяжении последних двух лет тактика достижения данной цели изменилась. Сначала была попытка штурма Украинского государства, получившая название «Новороссия». Российская власть пыталась добиться раскола Украинского государства и формирования на украинском русскоязычном Юго-Востоке пророссийского квазигосударства. В итоге удалось захватить только часть Луганской и часть Донецкой областей.
После провала штурма Кремль, в соответствии со всеми правилами военного искусства, перешел к осаде, отмечает автор. Он наращивает военное и политическое давление на своего соседа, одновременно пытаясь при помощи минского переговорного процесса втащить в Украину «троянского коня» в виде так называемых ДНР и ЛНР. Как раз это и имел в виду пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда говорил о поддержке «возвращения» Донбасса. Все то, о чем предпочитают умалчивать официальные лица, рассказывают их доверенные пропагандисты, отмечает Эйдман. К примеру, известный телеведущий Владимир Соловьев не понимает, «зачем нам забирать Донецк и Луганск», пускай это будут российские «антитела» внутри Украинского государства, при помощи которых его «очистят от фашистской нечисти», и тогда «вся Украина будет нашей».
По замыслу российских властей, который довольно легко читается на Минских переговорах, так называемые «народные республики» (речь о ДНР и ЛНР) должны быть подконтрольны Российской Федерации, но при этом быть украинской территорией и существовать за украинский счет. Вряд ли украинские власти пойдут на такое. Поэтому бесплодный процесс переговоров может затянуться, считает автор.
Осада российским президентом территории Украины рассчитана на возникновение нового внутреннего конфликта в государстве. Тогда Российская Федерация при помощи своих анклавов попытается «додавить» теряющую популярность власть в Украине, чтобы поставить на ее место своих людей наподобие Виктора Януковича.
Российский президент боится проиграть.
Ангела Меркель, канцлер Германии, и Франсуа Олланд, президент Франции, пытаются убедить российскую власть уйти из украинского Донбасса. По сути, этот призыв содержится в последней декларации лидеров «Большой семерки». Но в нынешней ситуации такого рода поворот событий просто нереален, полагает Эйдман. Российский президент не только не желает, а и не может отыграть назад донбасскую партию. При таком повороте событий ему нужно было бы признать поражение проекта «Новороссия». Однако Путину нельзя проигрывать, поскольку это значительно «подпортило» бы имидж победителя, на котором удерживается его рейтинг популярности.
Завоеватели, сталкиваясь с серьезными внутренними проблемами, отходят от стен осажденного города, пишет автор. Уйти с украинской территории лидер Российской Федерации может только при резком обострении экономического кризиса и, соответственно, политической ситуации в своем государстве. Москва сейчас всеми силами хочет добиться отмены санкций, но только для того, чтобы сберечь ресурсы для продолжения великодержавного курса, который стал практически официальной стратегией РФ. Минский переговорный процесс служит Владимиру Путину дипломатическим прикрытием для продолжающейся осады независимости Украины, отмечает Эйдман.
Новая патриотическая волна.
Как отмечает Эйдман, освобожденная из российской тюрьмы украинка Надя Савченко, скорее всего, станет новой знаковой фигурой на украинской политсцене. Ее героический патриотизм на родине многим по душе. Украинские граждане никогда не забудут об оккупированных территориях и о жертвах агрессии России. Украинская летчица может возглавить в политике новую патриотическую волну - движение за возвращение оккупированных регионов. Сейчас у Украинского государства нет сил отвоевать захваченное, однако можно не сомневаться, рано или поздно она «заберет свое», подчеркивает Эйдман.
Нынешняя ситуация «ни войны, ни мира» не может продолжаться бесконечно, пишет автор. Это рано или поздно должно закончиться, отмечает он. Но пока Владимир Путин находится у власти, причины нынешнего противостояния Украины и Российской Федерации невозможно преодолеть: Россия, скорее всего, не уйдет из украинского Донбасса. Также не будет она даже пытаться договориться с украинской стороной по крымской проблеме. Соответственно, вероятность обострения ситуации велика. Только послепутинская РФ установит с Украинским государством прочный мир, полагает Эйдман.