Сегодня Франция передала Египту первый вертолетоносец типа «Мистраль», изначально предназначенный для Российской Федерации. Французская сторона заморозила передачу «Мистралей» россиянам в конце 2014-го после аннексии Россией Крымского полуострова и начала конфликта на украинском Донбассе. Точная цена контракта не разглашается, однако французская сторона утверждает, что не осталась в убытке.
Русская служба Би-би-си обратилась к экспертам с вопросом, зачем, на их взгляд, Египту вертолетоносцы, а также как их приобретение повлияет на балансе сил в регионе.
Как отмечает военный обозреватель, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц, для тех государств, которые пытаются идти в ногу со временем и у них хватает на это денег, «Мистрали» «являются довольно привлекательным оружием». «Мистрали» - оружие проекции силы. Если египетские военные предполагают осуществлять десантные операции, операции по освобождению заложников, операции по эвакуации из какого-нибудь из объятых кризисом государств, то «Мистрали» для этого очень хороши. Это является свидетельством того, что у египетской стороны появились иные задачи, в том числе борьба с терроризмом, конкретизированным в вероятной борьбе с «Исламским государством», например. А «Мистрали» для этого годятся. Необходимо понимать, что «Мистраль» является одним из воплощений современной военно-морской мощи. Для тех государств, которые пытаются идти со временим в ногу и если у них есть на это средства, то «Мистраль» - довольно интересное оружие», - отметил эксперт.
Вместе с тем он подчеркнул, что слухи о возможном участии египетской стороны в этой сделке начались после того, как египетский лидер посещал российскую столицу и очевидным образом приглядывался к вертолетам Ка-52К. Приобретать эти вертолеты просто так нет особого смысла, а вот если их покупать для того, чтобы поставить их на «Мистрали» («Мистраль» приспособлен под Ка-52), - то это вполне правильный и разумный подход, отмечает эксперт. Он подчеркивает, что Египет является одной из более-менее дружественных Израилю стран. Поэтому, по его мнению, вряд ли это может вызывать какие-либо серьезные опасения.
Майкл Стивенс, эксперт по Ближнему Востоку, научный сотрудник Королевского института оборонных исследований в Лондоне обращает внимание на то, что на протяжении ближайших лет Египту предстоит брать на себя больше обязательств, чтобы обеспечить безопасность в регионе. «Прямо возле границы - конфликт в Ливии, принесший им множество хлопот в последние месяцы. Египетские власти думали, как можно было погасить данный очаг напряженности, однако политический климат в соседнем государстве пока не позволяет этого сделать. Поэтому египетской стороне необходимо располагать военными силами, которые будут готовыми к оперативному развертыванию, если они планируют поддержать правительство в Тобруке (в 2014-м в этот город переехало из Триполи ливийское правительство, которое признается мировым сообществом). Также у Египта есть свои собственные проблемы с безопасностью на Синае. Помимо этого, имеет место угроза со стороны юга Красного моря в районе Баб-эдь-Мандебского пролива, возле Адена в Йемене, от контрабандистов, которые прибывают со стороны Африканского Рога и прочее», - говорит эксперт.
Поэтому необходимость иметь военно-морские силы, которые способны к быстрому развертыванию налицо, отмечает он. Вместе с тем, подчеркивает Стивенс, для египетской стороны это достаточно большая сумма для военных расходов. «Помимо этого, пока непонятно, откуда они возьмут такие деньги. Хотя в целом, на мой взгляд, довольно интересная сделка», - говорит он.
Предположение относительно того, что саудовцы помогут Египту в сделке с «Мистралями», вполне разумно, полагает эксперт. Саудовская Аравия может предоставить средства в виде кредита на развитие, или программы финансирования зарубежных военных сил. «Наконец, необходимо признать, что лишней наличности на сегодняшний день у Египта нет, чтобы взять и потратить 1,2 миллиарда долларов на покупку военных кораблей. Экономика переживает сложные времена: существенный дефицит бюджета, кризис в туротрасли, структурный рост экономики - ниже показателя 2011-го - и так далее», - говорит он.
Конечно, отмечает эксперт, ситуация может улучшиться, и поддержка со стороны Саудовской Аравии будет очень кстати. «Для Египта на первом месте стоят вопросы собственной безопасности и приграничные проблемы с Ливией. На данный момент египетские власти не заинтересованы в долгосрочном задействовании собственных сил в военном конфликте ни в Сирии, ни в Йемене. Однако Египет держит открытыми все возможности и пытается усилить собственное стратегическое влияние на территории региона», - отмечает Стивенс.
Согласно мнению эксперта, эта сделка даст египетской стороне возможность на протяжении ближайшего десятилетия (если, естественно, ситуация в государстве стабилизируется) снова заявить о себе как о крупном региональном игроке, с которым нужно считаться.
Отметим, Франция передала Египту первый вертолетоносец «Мистраль». По первоначальному контракту он должен был достаться Российской Федерации. Как сообщает издание Al Ahram (Египет), в церемонии передачи участвовал министр обороны Египта Седки Собхи, специально прибывший для этого во Францию. Над кораблем подняли египетский флаг и присвоили имя экс-президента государства Гамаля Абделя Насера.