В Казахстане беспокойство общества вызывает земельная реформа, которая заставляет местное население опасаться возможного захвата земель китайцами. Александр Габуев видит в протестах казахстанцев признаки недоверия к действующей власти. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
На официальном сайте Московского центра Карнеги опубликовано интервью Александра Габуева, возглавляющего программу «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В интервью деловому информационному порталу «Курсив.kz» эксперт прокомментировал теперешнюю ситуацию в Казахстане. Как известно, протесты местного населения по земельному вопросу усилились по причине решение руководства страны о передаче земель в долгосрочную аренду китайским предпринимателям. Габуев уверен, что в данном случае китайцы преследуют цели прагматичные и коммерческие.
Аренда аренде рознь.
Практика демонстрирует, что в отношениях по такой модели от страны, которая сдает землю, китайцы зависят целиком и полностью. Тем не менее для любой страны земельный вопрос входит в число очень чувствительных, он неизменно вызывает резонанс. В обществе сразу же возникает дискуссия о том, что передаются в аренду земли, унаследованные от предков. Резонанс возникает даже в случае, когда обсуждается земля, которая на протяжении многих лет пребывает в запустении и не обрабатывается.
В российском случае в аренду китайцам правительство отдало земли, которые долгое время не обрабатывались местным населением. Однако решение официальной Москвы вызвало резонанс и негативные отзывы в российском обществе. Россияне, как и жители любой другой страны, воспринимают землю как национальное достояние, богатство, которое никому отдавать нельзя.
Эксперт напоминает, что в российской ситуации вопрос аренды земель стоит также остро. Российские граждане выражают опасения по поводу «хищных китайцев», которые якобы покушаются на землю-матушку. Вокруг земельного вопроса возникает иррациональная дискуссия. С точки зрения рациональной можно сказать, что разные страны ведут с Китаем взаимоотношения в части аренды земель по нескольким моделям.
По словам Габуева, в свое время через дилемму, связанную с арендой земли китайцами, прошли австралийцы и канадцы. Предыдущий опыт показывает, что существует 2 составляющие успеха земельной аренды в отношениях с иностранцами:
- долгосрочная аренда на 49 лет. В случае, когда срок аренды составляет 5 лет, арендатор не заинтересован в том, чтобы относиться к земле хорошо. Соответственно, за короткое время он старается получить максимальную пользу, выжать из земли все возможное, но долгосрочная перспектива заставляет относиться к земле бережно;
- обязательным является наличие неподкупной бюрократии и адекватной системы контроля экологических показателей. С помощью этой системы можно гарантировать сохранность сданной в аренду земли. Сочетание этих двух факторов делает аренду земли безопасной, что доказывает опыт австралийцев.
Известно, что по итогам прошлого года Австралия стала самым популярным инвестиционным направлением, в том числе по капиталу, вложенному в сельское хозяйство. Для предпринимателей из Китая такое предложение является идеальным. Между двумя сторонами отношения развиваются в рамках понятного и прозрачного механизма, арендатор и арендодатель знают, чего можно ожидать. В результате создаются оптимальные условия для инвестирования.
В то же время существует опыт африканских стран, также связанный с арендой земли. В Африке аренда осуществляется по двум разным моделям. Определенные государства сумели более-менее точно повторить австралийский опыт и достигли хороших результатов. Вместе с тем в ряде стран отношения между сторонами складываются сложно, поскольку все спорные вопросы решаются только через деньги.
В России и Казахстане проблема глубже.
Российский опыт сдачи в аренду земель китайцам также показателен. На Дальнем Востоке китайских фермеров действительно много, но они являются единственными мигрантами в регионе. Нелегальная миграция практически отсутствует, во всей Сибири и на Дальнем Востоке есть около 300 тысяч фермеров из Китая. Занятые в сельском хозяйстве мигранты работают там, где русские фермеры, якобы претендовавшие на земли, на протяжении целых десятилетий не работали. Китайцы занимаются обработкой той земли, которая никому из россиян не нужна.
В процессе обработки земли китайские фермеры используют удобрения, которые наносят вред почве. Проблема заключается в том, что российские контролеры, которые видят наличие нарушений, после получения взятки закрывают на все глаза. Общим моментом в российской и казахстанской ситуациях является то, что при оценке отсутствует возможность воспользоваться актуальными данными.
Эксперт утверждает, что, по сути, ничего страшного в двух странах еще не начало происходить, но население уже поднимает шум. Российский опыт показывает, что в местах, где работает нормально администрация, присутствует и контроль, но нет порядка в местностях, где администрация функционирует не лучшим образом. Между тем исследования, которые показывают положение дел, есть в Австралии и Африке.
Отличительной особенностью ситуации в Казахстане Габуев называет то, что низкая урожайность земли заставляет ставить под сомнение ее интерес для китайцев. Тем не менее по большому счету дискуссия вокруг аренды земель в России и Казахстане отражает не только страхи и фобии, связанные с китайцами, местное население просто не доверяет собственной власти.