Мировая общественность наблюдает за падением ценовых показателей на рынке энергоносителей. Самая сложная ситуация возникает внутри государств, бюджет которых изначально рассчитан на высокие нефтяные доходы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
С уверенностью можно назвать самыми зависимыми от нефтяных доходов страны, экспортирующие энергоноситель на мировой рынок в больших объемах. Нередко в таких государствах фиксируется сползание к диктаторским формам правления. После перехода к диктатуре государства теряют способность достаточно эффективно сдерживать рост нефтедобычи соседними странами.
Теперешний период низких цен нефти является для организации стран-экспортеров настоящим испытанием. Картелю ОПЕК предстоит не только пережить промежуток дешевой нефти, но и избавить современный мир от балласта в виде бесполезных нефтяных диктатур. Кроме того, организации следует найти новый способ для ограничения появления новых, нежелательных районов нефтедобычи.
В Киеве нередко рассматривают падение стоимости нефти как один из факторов, с помощью которых мировое сообщество оказывает давление на официальную Москву. Украинские политики убеждены, что ценовые тенденции на рынке нефти являются продолжением политики санкций, реализуемой мировым сообществом. Тем не менее утвержденные централизованно санкции никак не связаны с разноплановым по своей природе падением стоимости нефти.
Помощь Киеву косвенная.
Американцы и европейцы прямого отношения к падению цен, которое особенно негативно отразилось на странах, привыкших к сверхприбыли, не имеют. Экономическое развитие формирует запрос на приобретение энергоносителей, что является одним из бесспорных моментов функционирования современных государств. Именно поэтому Брюссель и Вашингтон заинтересованы в снижении стоимости заветных баррелей до определенного уровня.
Оптимальный уровень не должен составлять угрозу жизнедеятельности и прибыльности нефтегазовых корпораций из США и Евросоюза. Можно сказать, что способность к выживанию и конкуренции у этих компаний достаточно высокие. Соответственно, политики заинтересованы в процветании своих государств, но не располагают прямыми методами вмешательства в экономику для соблюдения этих интересов.
Даже при желании можно назвать немного конкретных шагов, с помощью которых Вашингтон и Брюссель оказывают давление на мировые цены нефти. В первую очередь речь идет о государственной политике США по формированию нефтяных резервов. Также реализуется комплекс мер в рамках антимонопольной и регуляторной политики Евросоюза, которая распространяются на транспорт и переработку энергоносителей.
Кроме того в перечень подобных шагов можно включить политику либерализации экспорта углеводородов, который до недавнего времени был официально запрещен в США. Отдельные силы из американского политикума принимают участие в решении вопросов, связанных с нефтепроводом Keystone XP. Этот трубопровод предназначен для формирования большой цепной системы перекачки нефти и увеличения экспорта энергоносителя американскими и канадскими производителями. Возвращение Америки в список крупных экспортеров нефти официальной Москве сильно не по нраву.
В России господствующее положение занимает доктрина антиамериканизма. Мировая пресса очень часто рассматривает эту политику Москвы как продукт исключительно для внутреннего потребления. Судя по всему, российское руководство в этой политике ищет возможность оправдать себя за допущенные в период 2008-2013 годов ошибки – власть предпосылок к падению цен не заметила, и в соответствующий момент согласилась с предложением консерваторов о возвращении политики антиамериканизма.
Диктатуры уязвимы, «удары в спину» поступают из неожиданных сторон.
В настоящее время Кремль объясняет падение стоимости нефти противостоянием саудитов и американцев, также в Москве привычно обвиняют картель ОПЕК. Объяснения разного рода в российском информационном пространстве появляются довольно активно, многие из них называют тенденции на рынке энергоносителей проявлением экономической агрессии США. В процессе решения других вопросов Москва недостаточно внимания уделяет другой тенденции. В настоящее время происходит завершение периода искусственного сдерживания разработок нефте- и газодобычи по периметру диктатур, рожденных в эпоху высокой цены.
Уго Чавес в Венесуэле не смог сдержать нефтедобычу в Бразилии и Колумбии, даже приграничные конфликты на планы соседних стран не повлияли. Ливийский Диктатор Муаммар Каддафи оказался бессильным перед развитием нефтедобычи в Судане, Чаде и Центрально-Африканской Республике. Попытки ожидаемых результатов не принесли, даже военная интервенция на территории Республики Чад не помешала государствам стать крупными экспортерами нефти.
Кроме пропущенного начала падения нефтяных цен российские лидеры допустили еще одну ошибку. В начале двухтысячных годов официальная Москва предпринимала попытки, но так и не смогла осложнить жизнь Азербайджану и Казахстану. В скором времени государства нарастили нефтедобычу. На территории Казахстана обнаружены залежи в размере более 12 триллионов тонн нефти, азербайджанцам предстоит добыть 4 триллиона тонн энергоносителя.