После вооруженного нападения на воинскую часть в Актобе власти заявили о раскрытии попытки государственного переворота. Является ли это случайным совпадением, разбиралось издание Deutsche Welle.
Серия нападений на военные и гражданские объекты, совершенная в прошлое воскресенье в Актобе группами молодых людей, вызвала в экспертном обществе порой абсолютно противоположные суждения, в первую очередь относительно того, были ли эти лица боевиками исламистской ячейки. Аркадий Дубнов, российский обозреватель, согласен с осторожными высказываниями властей Казахстана, которые говорят о «представителях нетрадиционного религиозного течения», а не об исламистах.
«Это не почерк исламистов. Тем более что в последнее время силовые структуры в Казахстане довольно неплохо контролируют исламистов. Вероятнее всего, эта акция была спонтанной, и осуществили ее отчаянные молодчики криминального толка. Здесь просматривается спонтанность, что наводит на мысль, что эти молодые люди были под воздействием наркотических веществ», - отмечает Аркадий Дубнов.
Помимо этого, он обращает внимание, что нападения произошли перед началом священного месяца Рамадан. «Если нападавшие надеялись на поддержку мусульман, для которых заниматься в священный для них праздник убийствами - это оскорбление, то они добились противоположной реакции», - отмечает эксперт.
В свою очередь Александр Краснер, редактор «Новой газеты – Казахстан», отмечает, что редакция провела консультации со своими источниками, а также специалистами, в частности по исламу. И все сошлись во мнении, что на членов исламистской организации нападавшие лица не похожи. Однако то, что этих людей «обработали» радикальные исламисты, тоже не вызывает сомнений. Далее, согласно словам Александра Краснера, специалисты указывают на то, что террористический акт имел место именно перед началом Рамадана.
«В этот день осуществить акт против неверных - а светская власть может быть сочтена за власть неверных – в глазах ваххабитов означает совершить подвиг. Этим молодым людям кто-то внушил, что они, совершая жертвенный подвиг в такой день, вознесутся на наивысшие этажи небесной иерархии и станут героями», - отмечает эксперт. «Это раскрывает мотив нападения на большую воинскую часть, на первый взгляд непонятный. Кто-то довольно грамотно использует ваххабитскую трактовку ислама, направляя подобного рода действия», - полагает Краснер.
Эксперт видит связь между событиями, имевшими место в Актобе, и «земельными протестами», которые начались в том же регионе страны в конце апреля и перекинулись на иные области Казахстана. Согласно словам редактора «Новой газеты – Казахстан», неслучайно как раз 6 июня власти объявили, что КНБ Казахстана удалось раскрыть заговор, целью которого была попытка госпереворота. Во главе заговора якобы стоял предприниматель Тохтар Тулешов. В планах заговорщиков также значилась организация «земельных протестов». «По данному делу уже арестованы полковники, генералы и высокие чиновники: замгенпрокурора, член Конституционного суда. Однако то, что об этом объявили именно в понедельник утром, является очевидной попыткой отвлечь внимание от случившегося в Актобе», - отмечает Аркадий Дубнов.
Межклановая война?
Утверждение, что бизнесмен Тулешов стоит за «земельными протестами» на западе государства, Александр Краснер считает совершенно несерьезным. «Он предприниматель из Южного Казахстана. Задержанные по этому делу чиновники также из Южного Казахстана. А главные «земельные протесты» прошли на западе республики. Между Западным и Южным Казахстаном довольно напряженные отношения», - отмечает он и добавляет, что его источники исключают возможность того, что южанин Тулешов «командовал» в Атырау или Актобе. «Объявление предпринимателя Тулешова главным организатором - это проявление межклановой войны. Убирая его, они пытаются убрать из руководства силовых структур и часть южан. Заодно, возможно, кто-то хочет увести внимание общественности от настоящих организаторов «земельных протестов», которые имеют вес на западе республики, однако хотят большего», - рассуждает эксперт.
Наталья Харитонова, координатор объединенной евразийской экспертной сети JEEN, тоже полагает, что речь идет о стратегии дестабилизации. «Используемый для этого контингент имеет внутреннее «разделение труда»: это могут быть сепаратисты, исламисты, патриоты-националисты. В зависимости от ситуации, стоящий за всеми событиями «актив», который нам пока неизвестен, использует определенную часть этого контингента. В конце прошлого месяца силовики жестко выступили против «земельных протестов», теперь «актив» сделал ответный выстрел по силовикам», - отмечает эксперт.
Согласно мнению Харитоновой, в Актобе нападавшие действовали решительно, однако крайне непрофессионально. «Они рвались за оружием на склады силовиков, следовательно, собственным арсеналом не располагали. То, что использовались подготовленные пути отхода, свидетельствует о планировании операции, но уровень ее невысок. Это свидетельство того, что для раскачки ситуации этот некий «актив» задействовал новую группу», - полагает координатор JEEN.