Как и предполагалось изначально здравомыслящими экспертами, кремлевские власти слишком серьезно переоценивают темпы наращивания торгово-экономических отношений с Китайской Народной Республикой. Вместо этого Пекин все больше пользуется тем, что у Москвы нет особой альтернативы в плане выбора международных партнеров. Журналисты «Независимой газеты» утверждают, что Российская Федерация постепенно реально превращается в младшего брата Китая.
Для формирования соответствующих выводов есть масса объективных обстоятельств. Владимир Путин ранее утверждал, что к 2020 году уровень взаимного товарооборота между Россией и Китаем достигнет отметки в 200 миллиардов американских долларов. Специалисты подсчитали, что для достижения этой слишком амбициозной цели данный показатель должен увеличиваться на 16 процентов ежегодно. Постепенно все активнее создается впечатление, что данный результат является слишком заоблачным для кризисной России, которая к тому же продолжает из-за собственной агрессии находится под действием жестких экономических санкций со стороны цивилизованного Запада.
По итогам нынешнего года в лучшем случае российско-китайский товарооборот может достигнуть уровня 70 миллиардов долларов США. На самом деле причина неудач во многом заключается в том, что китайские власти заострили свое внимание на проведении социальных реформ. В результате их товарооборот на данном этапе стремительно сокращается со многим другими государствами. Однозначно можно утверждать, что Кремль не способен навязывать свое мнение Поднебесной, из-за чего российским властям лучше сконцентрироваться на изменении собственных подходов. Только в таком случае агрессор будет способен получить хотя бы какую-то материальную пользу от экономического потенциала КНР. В промежуток времени с января по май нынешнего года Китай уже на 2,9 процента сократил импорт товаров из Российской Федерации. Справедливости ради следует отметить, что за тот же промежуток времени на 9,2 процента увеличился китайский экспорт в Россию. Это привело к тому, что общий показатель товарооборота вырос до 25,8 миллиарда долларов, или на 2,8 процента.
Постепенно даже уполномоченные кремлевские чиновники констатируют далеко не самый приятный факт того, что объем торговли с Китаем все быстрее снижается. Соответствующее заявление не так давно сделала официальный представитель Министерства экономического развития Елена Лашкина. Она утверждает, что в первом квартале 2016 года вместо анонсированного роста товарооборот с Поднебесной сократился на 11,8 процента. Если анализировать ситуацию с 2014 года, то этот показатель снизился уже на треть.
Елена Лашкина также назвала сразу несколько основных причин, которые привели к столь плачевным результатам. В первую очередь она акцентирует внимание общественности на общей тенденции снижения мировых цен на энергетические носители. Среднестатистические российские потребители параллельно с тем столкнулись со значительным падением собственной покупательской способности. К такому плачевному результату привела значительная девальвация национальной валюты. К тому же чиновник полагает, что снижение экономического потенциала Китая также оказало негативное влияние на положение внутри Российской Федерации. В общем, невооруженным взглядом заметно то, как в Кремле снова пытаются переложить ответственность за нынешнюю ситуацию на других.
Власти утверждают, что пытаются переломить ситуацию.
Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает, что российские чиновники даже в сложившейся слишком сложной ситуации пытаются зарабатывать себе политические очки. Во-первых, они используют все возможные способы для того, чтобы переложить ответственность за кризис на других. Во вторых, на словах чиновники выражают полную уверенность в том, что якобы предпринимают все возможные действия для улучшения экономической обстановки внутри государства. Некоторые уполномоченные представители Министерства экономического развития в своей публичной риторике искренне надеются на то, что им удастся переломить негативную ситуацию ближе к концу нынешнего года. К примеру, все та же Елена Лашкина предлагает коллегам внести существенные изменения в ныне действующую структуру двусторонней торговли с Китайской Народной Республикой. В частности, необходимо нарастить экспорт высокотехнологичных инновационных товаров и увеличить долю машинно-технической продукции в нем.
Нельзя не отметить факт того, что Европейский Союз до сих пор остается для России крупнейшим экономическим партнером. На Европу приходится сразу 45 процентов российского товарооборота. При этом кремлевские чиновники постоянно утверждают, что приоритетным направлением в экономическом развитии для них является именно Азиатско-Тихоокеанский регион и Китай в частности. Именно этот регион, по мнению российских политиков постепенно все больше приобретает статус мирового центра торговли. Даже произошедшее в последнее время снижение экономического потенциала КНР не способно оказать решающее влияние на эту общепринятую тенденцию. Россия всеми способами пытается получить максимальную прибыль от данных экономических событий.