Последние действия российского командования и слова отдельных политиков из Москвы дают понять, что в Кремле ведут подготовку к длительному противостоянию с НАТО, и, возможно, с «горячей фазой». С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Близ белорусской границы увеличилось присутствие российских войск. Президент Лукашенко, кажется, не видит в этом существенной проблемы. В комментарии он отметил, что новые контингенты НАТО разворачиваются у границ России, а значит, и возле границ Беларуси, поэтому «мы видим и принимаем адекватные меры». Однако общество не замечает особых угроз со стороны НАТО, другое дело российские войска в 40 км от государственной границы Беларуси. Есть ощущение опасности, особенно после того, как «зеленые человечки» два года назад захватывали Крым. Быть может, и Беларусь станет таки «Крымом»? «Белорусская Деловая Газета» поговорила с руководителем проекта Belarus Security Blog А. Поротниковым относительно причин, по которым Россия перебрасывает к границе Беларуси свои войска, и о том, какие угрозы возникают для Беларуси из-за таких действий.
По мнению эксперта, Россия ведет подготовку к длительной конфронтации к НАТО, конфликт может длиться годы и может иметь «горячую фазу». В этом случае полем боя станут Беларусь, Молдова, Украина. Однако пока сконцентрированная российская группировка не настолько мощна, но при этом следует учитывать, что со времен руководства российским Минобороны Сердюковым реформы предполагали значительное сокращение сил на западном направлении, поскольку учитывались партнерские отношения с Западом, с которым вооруженные конфликты считались маловероятными, в то время как Средняя Азия рассматривалась как взрывоопасный регион, где нужны были значительные вооруженные силы.
Впрочем, консерваторы в Кремле настаивали, что, несмотря на партнерство, НАТО движется на восток, и сил для защиты больших территорий недостаточно. На смену Сердюкову пришел Шойгу, и он приступил к наращиванию военного присутствия на западном направлении. Там были развернуты Кантемировская и Таманская бригады, планировалось развернуть мотострелковую бригаду в Смоленске и Вязьме. Недавно переброшена в Клинцы мотострелковая дивизия.
Если опасность для нацбезопасности Беларуси? Как обращает внимание Поротников, любое сосредоточение военной силы несет потенциальную угрозу. Но главной проблемой стоит считать кремлевских политиков, которые не рассматривают устоявшимися государства постсоветского пространства. Если судить по опыту Украины, Россия пренебрегла базовым внешнеполитическим принципом нерушимости границ, и Кремль собирается и дальше двигать по своему усмотрению границы. Лукашенко, очевидно, не беспокоит присутствие российских войск у белорусской границы, он считает, что это ответ на действия НАТО.
Эксперт отмечает, что с советских времен так сложилось, что военная инфраструктура в Беларуси в основном сконцентрирована на западном и северо-западном направлениях, в то время как юг и восток страны остаются, по сути, незащищенными. В связи с этим рациональным решением было бы перераспределить армейские силы равномерно по всей территории страны и удвоить их количество. Однако для этого потребуются большие расходы, а в Беларуси сейчас экономический кризис и отсутствие финансов, так что никакого усиления армии ожидать не стоит. Вероятно, вообще не будет никакой ответной реакции, власти сделают вид, что все в порядке.
Давит ли Россия своим военным присутствием близ белорусских границ на Минск в политическом смысле? По мнению Поротникова, это не так. В Москве не рассматривают Беларусь в качестве самостоятельного государства, поэтому и отношения с ним будут развиваться в общем русле конфликта с Западом. Белорусская территория рассматривается Москвой как поле противоборства с Западом, как и другие близлежащие постсоветские республики, образовавшиеся в результате катастрофы 1991 года. Поэтому наиболее важным аспектом следует считать непредсказуемую политику Кремля, а не давление на белорусское руководство.
Как отмечают эксперты «Биржевого лидера», Россия не оставляет попытки распространения своего влияния на постсоветское пространство. При этом растущая напряженность в отношениях с Западом является поводом усиливать милитаристскую риторику и действия Москвы. При этом тревожны сигналы, которые поступают из России. Недавние слова спикера Совфеда В. Матвиенко о намерении России и в дальнейшем защищать русскоязычных граждан, причем даже вдали от границ России, будто вновь намекают на готовность к военной агрессии, как это случилось два года назад в Крыму, где неизвестно, от кого Москва защищала русских. К тому же не ослабевают утверждения со стороны отдельных российских политиков о том, что якобы НАТО готовит удар по России.
Тревожные события происходят и в Казахстане, где последние столкновения в Актобе произошли уж совсем близко к российской границе. Чем не повод для вмешательства? Беларусь и Казахстан, несмотря на декларативную поддержку России, тем не менее в полной мере так и не высказались «за» российские внешнеполитические действия. Поэтому не стоит удивляться, если в Кремле вдруг решат показать им на деле, кто является реальным региональным лидером во всем, включая военную силу.