В столице Великобритании прошли традиционные летние «русские торги», которые провели аукционные дома Christie's и MacDougall's.
Вопреки пессимистичным прогнозам, лоты ушли за хорошие суммы, порой в несколько раз превышавшие надежды аукционистов. Всего было выставлено более 250 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Среди них – почти сотня полотен и рисунков Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Константина Коровина и других великих российских художников. Продано было не все (на 27 лотов покупателей не нашлось), но и без этого суммарный объем продаж составил 6,4 миллиона долларов.
Настоящей жемчужиной «русских торгов» в этом году стали картины Ивана Айвазовского. Его картину «Османская кофейня в лунном свете» продали за 194,5 тысячи фунтов стерлингов, полотно «Кораблекрушение» ушло за 158,5 тысячи фунтов, а «Вид на цитадель Саладина с берегов Нила» – за 110,5 тысячи фунтов. «В который раз спрос на великие имена в русском искусстве, такие как Иван Айвазовский, остается неизменным», – так прокомментировал результаты торгов директор международного департамента русского искусства аукционного дома Christie's Алексей Тизенгаузен.
Понять восторг устроителей торгов и российских СМИ нетрудно, ведь искусствоведы предрекают спад интереса среди завсегдатаев аукционов к российскому искусству. Но ценителей искусства обеспокоил совсем другой вопрос: как на торгах оказалась картина И. Айвазовского «Кораблекрушение», которую мастер написал в 1843 году? В те времена, когда Крым еще не был аннексирован Российской Федерацией, это полотно находилось в государственной Феодосийской картинной галерее им И. К. Айвазовского. Как народное достояние попало в частные руки, чтобы оказаться на аукционе в Лондоне? Или из-за нехватки средств нынешняя российская власть по примеру большевиков занялась продажей бесценных произведений искусства на Запад?