Европейские перспективы Великобритании прокомментировал Сергей Шелин. Он убежден, что в стремлении британцев выйти из состава Евросоюза рациональных аргументов явно не хватает. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации журналист Сергей Шелин пишет, что за несколько дней до референдума в Великобритании количество сторонников и противников выхода государства из Евросоюза приблизительно сравнялось. Опросы, которые регулярно проводились, демонстрируют, что перевес сторонников европейского единства очень небольшой. В этом контексте следует напомнить, что в Евросоюзе Британия состоит уже 43 года, первый референдум принес победу сторонникам членства в соотношении 2:1.
Несколько месяцев назад Брюссель, осознав, что идея выхода Великобритании из Евросоюза на самом деле может иметь серьезные последствия, согласился практически со всеми требованиями официального Лондона. К примеру, европейские политики отказались от политики ущемления британцев за то, что страна в зону евро не входит, Брюссель согласился с отказом Великобритании от дальнейшей политической интеграции. Кроме того, европейские бюрократы обязались меньше влиять на британский бизнес и на предоставление официальным Лондоном урезанных социальных гарантий трудовым мигрантам из остальных европейских стран. По факту это значит отказ Великобритании от участия в сооружении европейского супергосударства.
Нельзя сказать, что британцы просто и честно восстали против помех, создаваемых еврочиновниками. Около двух миллионов граждан европейских стран работают в британской экономике. Приезжают в государство в основном трудовые мигранты из Ирландии, Кипра, Латвии, Литвы, они работают намного больше и старательнее, чем местное население. Притеснение трудовых мигрантов может оказать только негативное влияние на хозяйственный рост Британии, но среди местных жителей (коренное население и приезжие из других континентов) такие мысли популярны. Около миллиона британцев работают в экономиках других европейских государств.
Необоснованы также разговоры о том, что Британия за свой счет кормит Европу. В бюджет Евросоюза взносы Великобритании нельзя назвать слишком большими, сейчас они составляют 0,5 процента ВВП страны. Более того, часть отчислений возвращается в государство обратно в виде субсидий сельскому хозяйству. На Евросоюз приходится половина британского экспорта и импорта, а также почти половина поступающих в государство прямых иностранных инвестиций. Совокупность указанных факторов свидетельствует о том, что выгоды, получаемые Великобританией от членства в Евросоюзе, превышают некоторые неудобства. Соответственно, желание половины населения уйти в свободное плавание рационально никак не обосновано.
Британская иррациональность базируется на своей логике.
Около полтора столетия тому назад на мировой арене Британия выступала сверхдержавой экономической и политической. С населением около 2 процентов от мирового доля Великобритании в мировом товарном производстве и международной торговле превышало 20 процентов. В мировой торговле промышленными товарами доля Великобритании близилась к показателю двух третей, главной мировой валютой был именно британский фунт.
В нынешнее время Великобритания является местом проживания 0,9 процентов населения земного шара. С учетом покупательской способности доля государства в мировом ВВП составляет 2,3 процента, по обменному курсу Великобритания занимает 3,9 процента, по весу в торговле товарами на Британию приходится 3,2 процента экономики мира. Британский фунт выступает одной из резервных валют, но в рейтинге переместился на 3-4 место, доля британской валюты в мировых резервах не превышает 4 процентов.
Недовольны британцы и тем, что их бывшие доминионы Канада и Австралия живут намного богаче и прекрасно обходятся без Евросоюза. Не менее обидно для современных англичан то, что модной и продвинутой стала Ирландия. В свое время Ирландия считалась бунтарской окраиной Соединенного королевства, сейчас она выступает полноправным членом Евросоюза. Если в 2015 году по паритету покупательской способности на душу населения ВВП Ирландии составил 54 доллара, то в Англии этот показатель достиг только 41 доллара.
Несколько лет назад британцы были уверены, что Ирландия будет большими долгами наказана за опережающие темпы роста и бегство в зону евро. Однако скоро оказалось, что долговой кризис Ирландия преодолела довольно быстро и сейчас продолжает возрастание ускоренными темпами. Неудивительно, что у британцев со временем накопились ощущения, что это именно Евросоюз мешает их государству полностью реализовать свой экономический потенциал, поскольку оказывает покровительство другим, менее достойным странам.
С действительностью такое ощущение имеет очень мало общего, совсем не Евросоюз сделал Великобританию такой, какая она есть сейчас. Еще в 19 веке начался путь страны от состояния «мастерской мира» до теперешнего положения. В эпоху «блестящей изоляции» государство гордилось тем, что не входит ни в какие объединения стран. На момент начала Первой мировой войны британская экономика занимала 3 место в мире, на первых двух позициях располагались американская и германская экономики.
Ситуацию в Великобритании усугубила также некомпетентность управления, но она играла около столетия назад второстепенную роль. Несколько позже, после Второй Мировой войны постоянная смена правительств кейнсианских и социалистических, за 25 лет сумела подорвать основания британской экономики, повергнув государство в глубокий упадок. Уже в 70 годы прошлого века экономика Великобритании впервые с 18 века уступила позиции Франции.
В первое время членства в Евросоюзе ситуация в британской экономике сильно не менялась, затем она перешла к восходящему тренду и сейчас экономика страны намного более устойчивая, чем 43 года назад. Актуальное до сих пор отставание от нескольких ведущих мировых экономик объясняется совсем не противодействием Евросоюза, скорее речь идет о несовершенстве экономической политики официального Лондона.