Ситуацию в современной России прокомментировал Дмитрий Орешкин. Он уверен, что все решения, принимаемые в Кремле, соответствуют настроениям российского общества. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «ONLINE.UA».
Российский политолог Дмитрий Орешкин в рамках интервью рассказал о цене, которую России пришлось заплатить за аннексию Крыма, а также о «великих победах» и проблемах теперешнего российского президента. Для многих современных людей очевидно, что внешняя политика России тесно связана с постсоветским пространством, на развитии восточного направления Москва внимание не акцентирует.
Стратегия официальной Москвы невольно сравнивается с тем, что делает Вашингтон. Сейчас Америка готовится к созданию зоны свободной торговли с Евросоюзом, этот режим уже функционирует в отношениях с 20 странами Тихого океана. Россия в это время продолжает углубляться в Украину и Кавказ, где по большому счету и ловить нечего. Политолог уверяет, что эта стратегия России на самом деле объясняется целым рядом факторов:
- не все государства стремятся контролировать океаны, как это делают США. Океан представляет собой очень важную вещь, а США всегда стремились быть страной океанической. Вместе с тем, ошибочно считать, что все государства могут переориентироваться на океан. К примеру, Украина при всем желании сделать этого не может, амбиции государства ограничены небольшим количеством возможностей. Фактор контроля над сухопутным пространством продолжает быть важным;
- в действиях Путина не стоит искать стратегии. По утверждению Орешкина, российский лидер действует, руководствуясь в первую очередь настроениями россиян. Большинство российского населения тяжело переживает потерю территории после распада СССР, президент эти настроения чувствует. В России тяжелая потеря сопровождалась также шоком от трансформации, удар по сознанию несколько компенсировался осознанием наличия собственной страны.
Национализм и патриотизм в Украине, странах Балтии и Кавказа Орешкин называет компенсаторным механизмом, который помог выжить в первые трудные времена. В российском случае патриотизм также помогал, но удар был вдвое сильнее, поэтому наблюдается в обществе реванш советских настроений. Тем не менее реванш является для России вполне ожидаемым вариантом.
В российском государстве очень много людей занято в бюджетной сфере, они от страны зависимы финансово. Поэтому у населения находит поддержку идея возрождения Советского Союза. В меньшинстве находятся люди, которые не поддерживают действующего президента. Кроме того, часть из оппозиционеров занимает позицию сталинизма, поэтому считают действующего президента либералом. Соответственно, можно говорить только о возрождении символики СССР, но не самой Страны Советов.
Путин как мастер символических побед.
Орешкин констатирует, что России никакой пользы от Южной Осетии нет, поскольку регион этот представляет собой экономическую дыру. В результате аннексии Крыма Москва потеряла Украину, соседняя страна теперь враждебна к России как никогда раньше до этого. Однако подобными категориями мыслят очень немногие россияне, для них главное место занимает осознание самого факта захвата. Политолог убежден, что даже если считать полуостров частью российской территории, одинаково необходимо сравнивать приобретение этой территории с потерей Украины целиком.
Однако сравнением позитива и негатива в создавшейся ситуации не занимается никто из российских граждан. Теперешнего хозяина Кремля Орешкин называет мастером символических побед, самым большим кошмаром для которого является рационализация мышления рядовых россиян. Вряд ли позитивными будут последствия для главы государства, если население потребует объяснить с точки зрения рациональности ситуацию с Крымом и Абхазией.
Исходя из вышеуказанного, политолог убежден, что российского президента также можно называть рыцарем советского виртуального реванша. Постепенно Россия откусывает по маленькому кусочку территорию стран, которых вряд ли можно назвать самыми сильными соперниками. Параллельно в телевизоре эти действия Москвы преподносятся как великие победы. Проблема заключается только в том, что виртуализация нуждается в постоянной поддержке, обеспечение которой сейчас сопровождается множеством сложностей. Без поддержки виртуальных аргументов рейтинги главы государства и правящей партии показывают снижение;
- для освоения океанов нужны финансовые затраты, что в российском варианте является аргументом важным. Желание осваивать океаны предусматривает затраты огромного количества ресурсов, технологий, а также стратегии. Однако нынешний российский президент предпочитает добывать ресурсы нереальные, виртуальные. Такие достижения возможны только на постсоветском пространстве.
Снижение рейтингов поддержки президента и его политической силы указывает на то, что в ближайшее время Москва вынуждена будет предпринимать какие-то действия для восстановления утраченных позиций. Орешкин полагает, что на европейском фланге у Кремля нет никаких шансов. Политолог допускает, что дестабилизация возможна в Центральной Азии. Орешкин спорит со своим коллегой Андреем Пионтковским, который уверяет, что Центральная Азия для Кремля является регионом, в котором агрессия слишком опасна через близкую расположенность Китая.