На протяжении длительного времени интерес экспертной среды вызывает внешняя политика Беларуси. По мнению экспертов, дипломатия Лукашенко демонстрирует удивительную стойкость и ориентированность на выживание. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Многовекторность политики официального Минска проявилась очень ярко на прошлой неделе. В столице Беларуси прошел очередной раунд переговоров по правам человека между белорусской властью и представителями Евросоюза. Пресс-служба внешнеполитического ведомства Беларуси сообщила, что в процессе диалога сторонами рассмотрены вопросы правозащитной проблематики, в числе которых законодательное обеспечение защиты прав человека.
Перед переговорами глава белорусского МИД Владимир Макей провел встречу с Томасом Майер-Хартингом, возглавляющим Европейскую службу внешних действий по делам Европы и Центральной Азии. Секретарь белорусского Центризбиркома Николай Лозовик сообщил, что в ближайшем будущем права международных наблюдателей на предстоящих парламентских выборах в Беларуси будут расширены.
Совокупность этих новостей дала экспертам основания предполагать, что имеет место очередной этап потепления отношений между Беларусью и Евросоюзом. На решение официального Минска относительно прав международных наблюдателей в экспертной среде обращают особое внимание. Некоторые аналитики расценили этот шаг как вызов России, которая, как известно, относится к международным наблюдателям с настороженностью.
Параллельно с вышеуказанными событиями в Минске состоялась сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля в странах-членах СНГ. На заседании президент Лукашенко заявил, что в будущем Содружество должно стать центром политической и экономической силы, а также пространством для реализации крупномасштабных проектов. Глава государства акцентировал внимание на том, что именно Беларусь всегда выступала инициатором интеграционных процессов на территории постсоветского пространства и продолжает поддерживать реальное сближение стран.
В рамках очередного Форума регионов Беларуси и России после встречи с российским коллегой белорусский президент отметил, что закрытых тем для обсуждения в разговоре президентов нет, а все проблемы можно решить в духе союзнических отношений. С учетом того, что белорусский лидер обошелся без критики в адрес России, и был щедрым на комплименты, многие издания начали писать о выходе взаимоотношений между странами на новый уровень.
В последнее время белорусский президент во внешней политике без лишнего смущения противоречит сам себе. Параллельно с заверениями Лукашенко в дружественном отношении к России из прилавков белорусских магазинов изымаются глобусы, на которых Крым обозначается российской территорией. Очевидно, что белорусские власти могли бы просто не обратить внимания на такую единицу в ассортименте торговых предприятий, но предпочли все же изъять глобусы из продажи.
Белорусское руководство вынуждено ищет пути выживания в экстремальных условиях.
Многие современные наблюдатели, оценивая внешнюю политику Беларуси, констатируют, что очень сложно сказать, в каком случае белорусский президент говорит правду, а в каком - лукавит. Директор Центра восточноевропейских исследований, российский политолог Андрей Окара убежден, что ставить вопрос в таком ключе несколько некорректно, поскольку в политике Лукашенко нет никаких противоречий. Частую смену риторики белорусским руководством он считает признаком наличия в политике страны специфических особенностей.
Эксперт полагает, что особенности внешней политики Беларуси вырабатывались на протяжении довольно длительного времени. Окара уверен, что специфическая политика официального Минска на самом деле объясняется пониманием государственными лидерами ряда особенностей существования страны. В силу целого ряда объективных причин значимым субъектом политики в восточноевропейском регионе Беларусь быть не может. Собственных ресурсов у государства определенно недостаточно, что значительно сокращает пространство для политического маневра. Эта же причина заставляет руководство страны заниматься поиском способов выживания в экстремальных условиях.
Матрицей белорусского политического мышления политолог называет идею повышенной выживаемости. Политики в Минске прекрасно понимают, что они не могут быть конструкторами глобальной политической линии. Вместо этого они могут играть на противоречиях между разными государствами, которые в свою очередь конкурируют между собой. Именно в такой стратегии заключается технология белорусского выживания.
Действующего белорусского президента можно рассматривать как классический пример реализации этой стратегии. Соответственно, Александра Лукашенко нельзя назвать однозначно приверженцем России и СНГ или сторонником евроинтеграции. Белорусский лидер всего лишь успешно демонстрирует собственную приверженность технологии выживания в экстремальных условиях. В последнее время кроме традиционного противоборства между Россией и Западом Минск может использовать в своей политике противостояние между Москвой и Киевом. Роль миротворца предоставляет белорусскому руководству дополнительные бонусы.