Тема российско-украинского противостояния и его основных последствий продолжает оставаться актуальной. Журналисты издания «Сегодня» пообщались с профессором политологии Александром Мотылем, который затронул вопросы санкций против России, напряженной геополитической обстановки, оккупации украинского полуострова Крым и войны на Донбассе.
Для начала эксперт выразил уверенность в том, что в нынешнем году Украине явно не удастся вернуть Донбасс. Это будет возможно только в том случае, если выполнятся основные условия Кремля, а они заключаются в официальном признании террористических организации ДНР и ЛНР. Понятное дело, что Киев не пойдет на такой шаг, иначе будет перечеркнут смысл двухлетних боевых действий и смерти тысяч граждан. С другой же стороны, россияне также просто не уйдут с Востока Украины, ведь такое решение не поймет внутренняя общественность, которую зачем-то же учили ненавидеть украинцев, американцев и фактически весь цивилизованный Запад. Американский политолог сомневается в том, что Донбасс когда-нибудь в прежнем виде будет возвращен Украине. Уже существует несколько негативных примеров, когда российская агрессия приводила к появлению непризнанных республик, до сих пор пытающихся с трудом выживать.
Некоторые аналитики предполагают, что Кремль будет заинтересован в очередной эскалации конфликта на востоке Украины перед проведением выборов в Государственную думу. С одной стороны, это решение будет нерациональным, ведь одна из основных задач путинского режима заключается в том, чтобы разделить между собой целостное международное сообщество. С другой же стороны, российские власти уже неоднократно предпринимали нерациональные и не совсем продуманные действия в геополитическом плане.
Сам по себе конфликт против Украины, начавшийся с вооруженной оккупации Крыма, является наглядным примером. На самом деле наращивание боевых действий на Донбассе сейчас привело бы к объединению Европы, США и Украины, что породило бы новые санкции. Такой результат противоречит стратегическим планам Кремля. Кроме того, не стоит забывать о том, что украинская армия за два года кровопролитного противостояния с российско-террористическим войском существенно набралась опыта и повысила собственное качество. Как результат, даже полномасштабное нападение боевиков будет остановлено. Правда, вновь не стоит забывать о том, что Путин представляет собой именно нерационального политика, последующие действия которого из-за частого отсутствия логики слишком сложно предсказать.
Не стоит забывать о том, что кремлевские пропагандисты постоянно переоценивают мощность российской армии. Даже к их ядерному потенциалу есть существенные вопросы, а глохнущие танки и регулярно падающие самолеты с вертолетами сами говорят за себя. С другой же стороны, не стоит исключать вероятность того, что кто-то заинтересован, чтобы переоценивать и мощь Североатлантического альянса. Как таковой армии НАТО на сегодняшний день не имеет. На самом деле военный союз не до конца понимает, в чем заключается основная суть его существования.
Что касается России, то более-менее правда заключается во внушительной численности армии. Правда, все эти военнослужащие представляют собой выходцев из слишком устаревшей системы. То же самое касается и большинства технического оснащения. Существуют серьезные сомнения в том, что российские лидеры нашли баланс между использование элементов старой и новой систем.
В США знают о российской угрозе.
Что касается санкций, то инициатором их продления должны является Соединенные Штаты Америки. Дело в том, за океаном прекрасно осознают, какую в себе угрозу несет непредсказуемая и не всегда адекватная Россия. В первую очередь это касается кремлевского политического руководства, которое, судя по действиям, абсолютно не обращает внимание на человеческие жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с осознанием у европейцев. Дело в том, что в ЕС все же нет единого голоса, из-за чего каждая страна предпочитает отталкиваться от своих личных интересов. Такая ситуация явно удовлетворяет агрессивное государство, каковым является Российская Федерация. Европейские политики, которые в настоящий момент выступают за смягчение или вовсе отмену санкций, не понимают, что уже завтра они могут столкнуться с «местными ополченцами». Правда, Европа продолжает ориентироваться в своих действиях на Америку. Если Вашингтон сохранит свои санкции против России, то с большой долей вероятности то же самое сделает и ЕС.
На фоне ныне существующих вышеописанных проблем сам по себе появляется вопрос о том, что же делать дальше Украине. Американский политолог выражает уверенность в том, что необходимо продолжать работать на основе Минского соглашения. Тот же Будапештский меморандум явно уже мертв и воскрешению не подлежит. Хотя и в Минске было слишком много противоречий, которые должны столкнуться с логичными изменениями. Другого варианта, кроме как воплощать Минские договоренности, у Украины пока нет. Именно они хотя бы в теории могут привести к полноценному возвращению захваченного полуострова Крым и временно оккупированной части Донбасса. Киев должен действовать более активно, ведь украинцам такой результат нужен больше всего.