Авторитаризм сегодня покоряет мир – так считает Джо Най, автор концепции «мягкой силы». Самыми успешными и агрессивными представителями авторитарной власти, по его мнению, являются президент РФ Владимир Путин, китайский лидер Си Цзинпин и президент Турции Эрдоган. И очень скоро к ним может присоединиться «американский Муссолини» – Дональд Трамп, пишет в своем аккаунте российский политолог и историк Лилия Шевцова.
Антилиберальный интернационал сегодня теснит демократизацию с мировой арены. Лидеры России, Китая и Турции не одиноки – за ними идет целый ряд более мелких последователей, в том числе и некоторые лидеры Европы. Тот же премьер Венгрии Орбан успешно сдал экзамен по авторитаризму.
Путину в этом авторитарном легионе отведена роль спецназа. Именно он кидается грудью на лагерь демократии, определяя методом тыка, где проходит «красная черта», которую Запад никогда не позволит ему перейти. Но зачастую эта черта либо размыта, либо двусмысленна.
Вслед за Путиным идет осмотрительный Си, который пока окучивает Южно-Китайское море, но явно готовится к большему. А Эрдоган действует хамовито – как в случае с немецким канцлером Меркель, от которой он потребовал голову журналиста, посмевшего высмеять турецкого лидера.
Политика не терпит пустоты. Поэтому ослабление Западом требовательности к своим принципам привело к выходу нелиберальных мачо на авансцену. Запад самоуспокоился после победы над своими главными врагами – Советским Союзом и коммунизмом. Эпоха безмятежности деморализовала западные элиты и породила «поколение лидеров-операторов, способных нажимать кнопки и играть в ситуативную политику», но не способных управлять в кризисные времена и отвечать на исторические вызовы. Эра Аденауэра, де Голля, Тэтчер, Рейгана сменилась временем серых мышей. Кэмерона, Олланда, Саркози в будущем будут вспоминать как пример антилидерства. Единственная фигура-лидер на просторах Европы – Ангела Меркель, которая «на своих плечах держит Европу» и вдобавок подменяет нынешнего президента США, которому мировая политика просто неинтересна.
Но нелиберальных ждет большое разочарование. Их расчеты на упадок Запада не оправдываются. Наоборот, получив изрядную дозу политического адреналина, обленившееся тело либеральной системы взбодрилось и начало искать свою формулу сильного лидерства.
Каждый вызов порождает ответ. Цивилизации, не способные ответить на исторические вызовы, обречены на угасание. А Запад умирать не собирается. В этом и заключается главная ошибка нелиберальных мачо: «они запустили закон непреднамеренных последствий».
Но пока либеральный мир готовится ответить на новый вызов, мачо могут покуражиться. Но за любой кураж приходится платить – и Россия уже расплачивается.