Ситуацию в современной России, а также перспективы ее развития прокомментировал Гарри Каспаров. Он утверждает, что констатация наличия в стране оппозиции является на самом деле самообманом. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Бывший чемпион мира по шахматам, а сейчас один из ключевых игроков современной российской оппозиции Гарри Каспаров с 2013 года в статусе политэмигранта проживает в Нью-Йорке. В рамках общения с Жанной Немцовой он рассказал о своих мечтах, связанных с будущим России. Также спортсмен объяснил, почему он не может считать современных российских оппозиционеров полноценной оппозицией.
Каспаров объяснил, почему более 10 лет назад завершил карьеру профессионального шахматиста, хотя от политической деятельности не отказался. Экс-чемпион утверждает, что его увлечение профессиональными шахматами было связано не столько с постоянными победами, огромное значение имела возможность неизменно открывать для себя что-то новое, менять окружающую ситуацию.
В 2005 году шахматист осознал, что в этой сфере изучил все возможные моменты, написал о шахматах достаточно книг, поэтому вклад в этот вид спорта внес достаточный. Между тем ситуация в России требовала дальнейшего участия. Немаловажную роль в этом решении сыграло то обстоятельство, что рожденный в СССР Каспаров собственными глазами наблюдал за большими переменами. Более того, причастность к решению судьбы страны за 25 лет стала неотъемлемой частью жизни самого нынешнего оппозиционера.
На данный момент можно увидеть, что Гарри Каспаров придерживается несколько иной позиции, чем политические деятели России, именующие себя оппозиционерами. Бывший чемпион не соглашается с утверждением о том, что в современной России действительно есть оппозиция. Он уверен, что после убийства Бориса Немцова все разговоры об оппозиции в России являются только попыткой самообмана и обмана собеседника.
Каспаров подчеркивает, что любой человек, который сейчас занимается политической деятельностью в России, так или иначе, находится под контролем Кремля. Само определение оппозиции предусматривает возможность оппонировать правящему режиму, принимать активное участие в политическом процессе и добиваться смены власти. В идеале для оппозиционеров смена власти должна проходить с помощью конституционных методов. Однако даже мысль о подобной деятельности в нынешней России сложно допустить.
Российские «оппозиционеры» застряли на пути между диссидентством и оппозицией – Каспаров.
В то же время Каспаров отмечает, что нельзя называть Яшина, Касьянова и Навального полноценными диссидентами, хотя эта формулировка явно ближе к истине, если говорить об определении слов. Шахматист полагает, что теперешние российские «оппозиционеры» на пути развития застряли между оппозицией и диссидентством. По определению оппозиционер должен быть человеком, который участвует в политическом процессе, критикует правительство, стремясь при этом изменить ситуацию к лучшему с помощью демократических процедур.
Диссидент в свою очередь понимает, что в государстве не существует демократических процедур, как и полноценной сменяемости власти. Диссидентом можно назвать человека, который отстаивает определенную точку зрения, но не может идти на компромиссы, поскольку политикой не занимается. Известных противников российской власти также нельзя полноценно называть диссидентами, поскольку по крымскому вопросу они занимают позиции политическую – противоречат власти, но с поправкой на электорат.
Рассказывает Каспаров, что он общается с Михаилом Ходорковским. Сближает двух политэмигрантов то, что они размышляют о будущем России, не принимая при этом активного участия в политическом процессе внутри страны. Между тем стратегию российских оппозиционеров бывший чемпион называют неверной, как и актуальную повестку. Спортсмен напоминает, что в шахматах обязательным моментом при разработке правильной стратегии является оценка актуальной позиции. Ошибка на этапе оценки делает любое стратегическое планирование бессмысленным.
В качестве примера Каспаров призывает обратить внимание на предстоящие выборы. Очевидно, что личная диктатура во главе с действующим президентом влиянию выборов не подвержена. Выборы во всем мире, по утверждению шахматиста, являются процессом с известными правилами и неизвестным результатом. В российском варианте правила меняются в соответствии с потребностями власти, а результат в большинстве случаев известен заранее.
Убежден Каспаров, что даже если в Государственную думу попадет человек из оппозиционных сил – одинаково весь процесс от начала регистрации и до подсчета голосов останется под контролем Кремля. Бывший чемпион предполагает, что кто-то из оппозиционеров в парламент попадет, поскольку сейчас Москва заинтересована в демонстрации для западной аудитории картинки «гибридного режима» с диктатурой, но присутствием критиков во власти.
В настоящее время сильное давление со стороны власти оказывается на партию ПАРНАС. Комментируя этот факт, Каспаров констатирует, что всех деталей раскладов российской власти он не знает, но допускает подготовку политической ниши для партии, которую Москва сможет полностью контролировать. В качестве гипотезы шахматист допускает, что на предстоящих выборах можно будет увидеть феноменальный успех партии «Яблоко».