«Мы снова хотим дружить с Западом» - это главный месседж «Русского Давоса» в Санкт-Петербурге, пишет в своей статье известный политолог Лилия Шевцова. Она отмечает, что Москва в «разном исполнении и разных вариациях убеждает весь либеральный мир, что не хочет конфронтации и что готова быть партнером». Стремление российских властей вырваться из санкционного режима и изоляции вполне понятно, отмечает Шевцова. Ведь «как быть Державой, пребывая в политическом гетто?» Однако, отмечает политолог, здесь возникает «довольно серьезная» проблема: каким образом представить геополитический провал и отступление, как победу, а также как обеспечить взаимность либерального мира?
Российский президент заявил, что Кремль готов снять контрсанкции, но только если Европа не обманет и пойдет навстречу. Как отмечает Шевцова, еще гораздо более серьезная проблема для Москвы - невозможность отказаться от антизападничества, как мобилизационного механизма и легитимации власти. Одновременно воевать с Западом и дружить с ним в общественном сознании требует изощренной эквилибристики. Тем более что конфронтация с Западом как для политкласса, так и для части общества стала уже образом жизни. Доказательством чему явились стычки фанатов в Марселе, отмечает эксперт.
А что Запад?
В лице прибывших на ПЭМФ председателя ЕК Юнкера и итальянского премьера Ренци Запад подтвердил, что никакой торг неуместен и ограничительные меры будут сняты лишь в обмен на выполнение Минских соглашений по Донбассу, отмечает Шевцова. Эти договоренности стали ловушкой для Российской Федерации.
«Однако даже если в конце года санкции Запада против РФ и снимут, то новая реальность вряд ли для нас будет благоприятной. А ирония в том, что Москве на самом деле удалось изменить Запад. Она заставила его отказаться от идеи, которая определяла его отношение к РФ на протяжении последних 25 лет - стремления к ее интеграции. Сейчас такой идеей стало недоверие, приобретающее очертания сотрудничества и сдерживания по необходимости. На западе с подозрением относятся к поддержке Россией антисистемных левых и правых сил в своих государствах. Запад смог оправиться от контрсанкций Российской Федерации и переориентироваться на иные рынки, тем самым уменьшив свою зависимость от РФ. Политсилы, лоббирующие в западном обществе интересы Кремля, являются маргиналами.
Однако главное в том, что западное общественное мнение очень враждебно относится к РФ. К примеру: сегодня только четырнадцать процентов немецких граждан считают Российскую Федерацию государством, которому можно доверять, тогда как 58 процентов заявляют, что санкции против РФ следует сохранить. Скандалы с российскими фанатами футбола только закрепляют в сознании Запада образ русского, запечатленного на карикатуре «Charlie Hebdo»: пьяного неандертальца, от которого надо наглухо закрывать двери своего дома», - отмечает политолог.
Согласно ее мнению, общественное мнение не позволит Западу переориентироваться на объятия с Кремлем. «Это мир, который Российская Федерация сама вокруг себя создала», - подчеркнула Шевцова.