На острове Крит в воскресенье начался первый за тысячелетие Всеправославный собор представителей православных церквей со всего мира, кроме отказавшихся в последний момент Русской, Антиохийской, Грузинской и Болгарской церквей, которые заявили о несогласии с отдельными организационными вопросами и проектами документов. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Вселенским начавшийся Собор по статусу не является, потому что не призван решать вопросы догматического характера. Подготовкой мероприятия представители православных церквей с более чем 300 млн. последователей занимались больше 50 лет. Как отмечают наблюдатели, Русская церковь с паствой в 100 млн. человек решила не участвовать в Соборе, что подтвердило давние разногласия в среде православных христиан. К тому же имеет место борьба за влияние между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Константинопольским патриархом Варфоломеем, находящимся в Стамбуле и имеющим статус Вселенского, он считается духовным лидером православия. После демарша Русской православной церкви теперь можно говорить о ее позиции раскольника. Так что вопросы веры проиграли политическим вопросам.
В январе в швейцарской Женеве состоялось последнее заседание, где собрались 14 руководителей православных церквей. Они внесли исправления в итоговые документы и откорректировали сложившуюся годами повестку дня Собора. Патриарх Кирилл в своем слове отметил, что раскольники прикрываются добровольным согласием верующих перейти в так называемый Киевский патриархат. По его требованию из повестки дня изъяли вопрос автокефалий. Для Украины это показалось полным фиаско - говорить на Соборе не о поместной Украинской церкви. Патриарх Варфоломей пошел на этот компромисс с Москвой, чтобы Собор состоялся. В ноябре 2015 года Турция сбивает над своей территорией российский самолет. Патриарх Кирилл наотрез отказался ехать в Стамбул. Его условия приняли, и это второй компромисс.
Групп влияния внутри православия несколько. К первой группе относится Константинопольский патриархат. Церкви, которые беспрекословно поддерживают Константинополь, - Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Албанская и Чешская, которая недавно отошла от Московского влияния. Сегодня эти церкви демократические и открытые, они готовы к диалогу и изменениям.
Вторая группа с центром в Москве. К ней относятся Болгарская, Сербская и Польская церкви. Эта группа - лидер по количеству верующих, поскольку половина православных мира живет на постсоветской территории. Этим церквям присуща жесткая, тоталитарная манера управления. Они не хотят перемен. О любом особом мнении внутри этой группы не может быть и речи.
Третья группа - Антиохийский патриархат с центром в Сирии: Грузинская, Румынская церкви и Греческая православная церковь. Они развиваются по-разному, могут принять любую сторону или держаться в стороне, в зависимости от обстоятельств. Антиохийская, например, находится под влиянием со стороны России, но живет она за счет американской диаспоры. Румыны же отправили своих священников учиться в Европу, те вернулись абсолютно проевропейскими, что помогло церкви отойти от российского влияния.
Центры православных церквей - Москва, Белград, Варшава, Афины, Бухарест, Константинополь, Дамаск, Иерусалим, Тбилиси. Внутри этого круга - Украина. Территория, которую больше всего боится потерять Россия. За считанные дни перед Собором Грузия, Антиохийский и Болгарский патриархаты отказались лететь на Крит. Россия и Сербия потребовали перенести его дату и заявили о готовности отказаться от участия. Это подчеркнуло раскол между Востоком и Западом. Украину будут растягивать в разные стороны, борясь за влияние на нее. А это значит, что судьба Украинской церкви решается прямо сейчас.
Протоиерей Георгий Коваленко был близок к покойному предстоятелю УПЦ МП Блаженнейшему Владимиру, бывший его пресс-секретарь, он остается в лоне Московского патриархата. По его словам, Собор состоялся, в нем принимают участие 10 из 14 православных церквей. То, что четыре церкви не участвуют в Соборе, не отменяет его решений. Более того, предполагаемые решения будут восприниматься всем православным сообществом, в том числе и теми церквями, иерархи которых не участвовали в Соборе. УПЦ, которая должна быть в составе делегации Московского патриархата, не участвует в соборе. Митрополит Онуфрий и те люди, которые вокруг него, более консервативны, чем патриарх Кирилл. На сегодня Московский патриархат мечтает о возрождении Советского Союза.
Верховная Рада Украины приняла обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении УПЦ статуса автокефальной. Официальное обращение еще не поступило в Собор, однако о нем уже там знают и активно обсуждают в кулуарах. Протоиерей Георгий Коваленко считает, что обращение Верховной Рады не является вмешательством в дела церкви. Кроме того, Рада отражает настроения, которые есть в обществе. Абсолютно точно известно, что большинство украинского общества желает единства украинского православия. Провозглашение автокефалии в таких близких странах, как Болгария, Сербия, Польша и раньше в России, происходило не без участия государственной власти. Поэтому можно сказать, что по традиции Вселенский Патриарх обращает внимание на то, как к различным ситуациям относится власть в стране.