Российский монополист «Газпром» пытается расчетами доказать, что его новый проект «Северный поток–2» предпочтительней дальнейшего сотрудничества с Украиной по транзиту российского газа в Европу. Однако в Европе предпочитают настаивать на сохранении украинского маршрута, а для оправдания СП-2 требуют его соответствия европейскому законодательству в сфере энергобезопасности. Ситуации вокруг согласования Северного потока посвящен материал «Газета.ру», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
«Газпром» мотивирует перенос транзитного потока и украинского направления на север тем, что новый маршрут в Европу станет короче и экономически выгоднее, в то время как поддерживаемое ЕС предложение оставить транзит через Украину в перспективе дорого обойдется российской стороне из-за высоких затрат на обеспечение транзита, речь идет о десятках миллиардов долларов, как уверяют в «Газпроме». Руководитель российской компании А. Миллер заявил, что требование сохранить транзит через Украину в объеме 30 млрд. кубометров будет означать для «Газпрома» дополнительные затраты в сумме от 25 до 43 млрд. долларов, и нужно разобраться, кто компенсирует эти затраты.
С подачи Еврокомиссии Германия выставила к проекту СП-2 требования, среди которых есть и сохранение маршрута через украинскую территорию. Мощность СП-2 предполагается 55 млрд. кубометров, при этом трубопровод пройдет по дну Балтийского моря до территории Германии. Точно такая же труба с тем же объемом уже доставляет газ в Германию, это «Северный поток–1». В проекте СП-2 у «Газпрома» владельца контрольным пакетом будут компаньоны в лице крупнейших европейских концернов. Однако на пути к реализации проекта у российской стороны появились противники в лице Украины и таких европейских государств как Словакия и Польша. Эти протесты касаются возникающих угроз энергобезопасности ЕС и предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства ЕС, Третий энергопакет которого, неприемлет сотрудничество с монополистами, которые поставляют газ и отвечают за его транспортировку. Ранее эти условия стали причиной закрытия другого российского проекта Южный поток, который также предполагал транспортировку газа в обход Украины только южнее этой страны.
Противники СП-2 упрекали этот проект в политической мотивировке, а не коммерческой необходимости. ЕК предложила Германии дать условия, при которых СП-2 мог бы быть одобрен. Министр экономики и энергетики ФРГ З. Габриэль заявил недавно, что проект может быть поддержан, если он будет удовлетворять европейскому законодательству, не будет ограничивать поставки газа в Восточную Европу, сохранит транзит газа через Украину. Ранее на тот момент премьер-министр Украины А. Яценюк утверждал, что реализация СП-2 лишит его страну порядка 2 млрд. долларов в год за счет прибыли от транзита российского газа. Недовольство выражала и Словакия, которая следует за Украиной в цепочке транзита.
Миллер со своей стороны, говоря о преимуществах СП-2 упирает на финансы. Он утверждает, что поставки газа в Европу по СП-2 будут на 20 процентов дешевле украинского маршрута. Немаловажно, что и расстояние значительно короче именно через Балтику. С Ямала путь газа в Европу короче на 1885 км, чем через Украину. При этом «экономия» маршрута большей частью по российской территории – около 1 тысячи км.
Как утверждают в «Газпроме», стоимость доставки газа с Ямала до Германии по СП-2 будет в 1,6-2 раза дешевле украинского маршрута, но следует еще и учитывать влияние современных технологий прокладки трубопровода по морю, что снизит расход газа на собственные транспортные нужды в 3 раза по сравнению с ГТС с давлением 7,5 МПа (давление в украинской ГТС не в летний период, когда объемы поставок снижаются, а значит и давление). Экономическая эффективность СП-2, как утверждают в «Газпроме», за 25 лет позволит сэкономить 45-78 млрд. долларов.
По мнению экспертов, заявления «Газпрома» по поводу украинской ГТС связаны с решением Киева в одностороннем порядке поднять с начала текущего года ставку транзита. При этом от «Газпрома» требуют выплат недополученных средств за предыдущие годы транзита. «Газпром» это игнорирует и продолжает платить по старому тарифу. Недовольство украинских властей касается и объемов прокачки. Все претензии сформулированы в иске, который находится на рассмотрении Стокгольмского арбитража.
Впрочем, по мнению главы East European Gas Analysis М. Корчемкина, «Газпром» лишь формально прав в своих аргументах насчет лучшей эффективности СП-2 в сравнении с украинской ГТС. Это справедливо только до того момента, пока газ доходит до Германии, однако точка приема поставляемого газа находится на газоизмерительных станциях. В случае с СП-2 это австрийский хаб Баумгартен или станция на границе Чехии и Германии в Вайдхаузе. Доставка газа туда значительно дороже, чем по украинской территории. Кроме того, эксперт обратил внимание на заявление Миллера о росте поставок с начала текущего года в сравнении с прошлым на 15 процентов. Но при этом этот рост достигнут как раз за счет украинского маршрута. Корчемкин полагает, что так происходит потому, что у «Газпрома» недостаточно денег для поставки газа по обходным маршрутам.
В свою очередь, «Нафтогаз» в своем пятничном релизе заявил, что поставки газа через Украину будут в 3-4 раза дешевле, чем по СП-2. К тому же украинская компания прямо увязала рост транзитного тарифа с неясностью перспективы относительно транзита после 2020 года. Если такое соглашение будет действовать и далее при объемах 70-110 млрд. кубометров, то тариф будет выгоднее, чем транспортировка по СП-2.