Начав импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Катара, Польша нанесла сильнейший удар по позициям российского «Газпрома» в Европе, сообщил сайт Международного французского радио (RFI).
Подготовка к импорту катарского газа, который RFI назвало «насмешкой над Москвой», обошлась Варшаве в 720 миллионов долларов. Однако в Польше считают, что овчинка стоит выделки: «газовое оружие» России ослабело, страна приобрела альтернативные пути поставок энергоносителей, а цены на голубое топливо снизились.
На днях в польский порт Свиноуйсьце, где построен первый терминал для приема сжиженного газа с кораблей, пришел первый танкер из Катара. Таким образом, Польша вслед за своей соседкой Литвой ослабила «российскую газовую удавку», а в недалеком будущем Варшава, как и Вильнюс, планирует полностью отказаться от поставок газа из России. Более того, уже есть одобренные в Варшаве планы строительства второго терминала СПГ и завода по регазификации топлива. Мощности двух объектов по приему и переработке сжиженного газа явно превышают потребности Польши, поэтому вывод напрашивается сам по себе: Варшава готовится экспортировать газ из Катара, Норвегии, США в другие европейские страны.
Постепенно обретаемая Польшей газовая независимость стала новым ударом для российского монополиста. Москва планировала построить вторую ветку газопровода «Северный поток», который рассчитан как раз на поставки голубого топлива в Западную Европу. Но создание в Польше автономной газовой инфраструктуры, которая никак не связана с Россией, позволяет Европе более требовательно относиться к российскому поставщику, в том числе и в вопросах тарифов: «Ситуация подходящая… Предложение газа в мире становится все более избыточным, и танкеры сжиженного природного газа отправляет не только Катар, но и США и Австралия». Москва будет вынуждена соглашаться на снижение цен на газ, потому что поставки российского голубого топлива в Китай, которыми «Газпром» планировал компенсировать потери на европейском рынке, начнутся еще не скоро и не обязательно в тех объемах, на которые рассчитывают в Москве.
«Газовое оружие Москвы уже не то, что было раньше», – резюмирует RFI.