Решение, принятое британцами на недавнем референдуме, активно обсуждается в экспертной среде. Помимо социально-экономических аспектов, значение имеет изменение механизмов обеспечения безопасности европейских стран. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Обозреватель Владимир Мухин в своей публикации пишет, что европейцы решение британцев связывают с проблемами не только социально-экономического спектра. Не менее важными являются также оборонные механизмы в Евросоюзе. Бывший американский посол в России Майкл Макфол в публикации на сайте Washington Post констатирует, что выход Великобритании из Евросоюза является также для Брюсселя потерей одного из самых ценных членов Евросоюза. В этом случае имеет немаловажное значение и военная мощь Британии.
Макфол напоминает, что среди европейцев создан агрессивный образ России, которой распад Евросоюза только на руку. В среде европейских политиков уже обсуждается необходимость дальнейшей милитаризации и установления военного контроля над Москвой. В настоящее время противоречие между Брюсселем и Москвой продолжает обостряться, хотя российское руководство, судя по всему, никакого отношения к решению британцев не имеет.
Тем не менее после выхода Великобритании из Евросоюза оставшиеся страны вынуждены пересматривать собственную политику обороноспособности. Разрешение проблем многие европейские политики видят в наращивании оборонного потенциала. Гонка вооружений в ближайшее время рискует значительно превысить показатели времен «холодной войны». Европейские чиновники и политики из отдельных стран акцентируют на этом внимание в своих выступлениях.
Создание общеевропейской армии снова обсуждается.
Накануне Эльмар Брок, возглавляющий в Европарламенте комитет по международной политике, призвал создать общую военную штаб-квартиру Евросоюза. На отдаленную перспективу он предлагает сформировать общеевропейскую армию. В рамках интервью изданию Welt am Sonntag европарламентарий заявил, что после референдума в Великобритании вся Европа стала более уязвимой. В то же время создание военной составляющей жизни Евросоюза поможет укреплению ЕС в политике безопасности и обороны.
До этого времени идея создания общеевропейской армии поднималась неоднократно. В 1991 году Германия, Испания, Франция, Бельгия и Люксембург создали объединенные бригады с единым названием «Еврокорпус». На практике корпус можно было назвать полноценной армией с численностью войска до 60 тысяч человек. Планировалось, что бригады должны были осуществлять военные операции под эгидой европейских структур.
Через некоторое время, в 1995 году, представители Франции, Италии, Испании и Португалии достигли договоренности о создании ЕВРОФОР (European Operational Rapid Force). Главной целью подразделения должно было стать выполнение «Задач Петерсберга». Список целей определялся специальным документом, утвержденным Западноевропейским союзом в 1993 году. Согласно международному документу, объединение военных усилий допускалось в случае необходимости реализации гуманитарных задач для миротворчества, разрешения разного рода кризисов и спасения мирных жителей.
Далее, в 1999 году, повторно зазвучали призывы к созданию под эгидой Евросоюза отдельных войск, в это время происходили события в Косово. Кроме того, в 2003 году европейские политики заговорили о создании в Европе войск, независимых от США, совпала эта риторика с происходящим в Ираке. Против боевых действий в Ираке, как известно, выступали Берлин и Париж. Боевые действия в Ливии опять вернули на повестку дня вопрос о создании отдельной европейской армии.
Эльмар Брок полагает, что создание армии Евросоюза пока невозможно по причине отсутствия конституционно-правовых предпосылок. Представитель Европарламента предполагает, что выход Великобритании из Евросоюза станет катализатором для создания необходимых законодательных рамок, в соответствии с которыми может формироваться единая европейская армия.
Некоторые страны Европы военные расходы уже увеличили и дали согласие на рост коалиционных группировок поблизости от российских границ. Недавно Урсула фон Ляйен, глава германского Минобороны, обратилась к российским государственным деятелям с призывом информировать о передвижении своих войск ОБСЕ. Чиновник полагает, что информирование о передвижение вооруженных сил НАТО и России является разумным ходом.
Она напомнила, что со стороны Североатлантического альянса, который является исключительно оборонительным объединением стран, такое предложение поступило уже давно. Своими размышлениями относительно информирования о передвижении войск германский министр поделилась в рамках интервью изданию Bild am Sonntag.
Вполне ожидаемо предложение, озвученное главой оборонного ведомства Германии, Москве не пришлось по вкусу. Из Договора об обычных вооруженных силах в Европе российская сторона вышла. Не соглашается Москва предоставлять другим государствам подробную информацию о передвижении своей армии. Также весьма сомнительно, что российскому руководству понравится идея создания общеевропейской армии. Не исключено, что Москва в ответ на эту инициативу примет меры, направленные на дополнительное укрепление своей обороны.