На острове Крит официально завершил свою работу Всеправославный собой Церквей. В результате высокопоставленные религиозные деятели сформулировали общее обращение ко всем верующим, а также к «людям доброй воли». В послании четко указано, что лидирующая роль отводится Константинопольскому патриарху Варфоломею.
Кроме того, в обращении указано точное понимание людьми собственных прав и отождествление традиционного христианства с консерватизмом. Обращение было сформулировано лидерами всех десяти Церквей, принимавшими участие в столь важном для православных верующих международном мероприятии. Справедливости ради следует отметить, что в данном случае не совсем правильно говорить о полном единении православных, ведь сразу четыре Церкви изначально отказались ехать на Крит. Это обстоятельство, судя по всему, не слишком волновало патриарха Варфоломея. Об этом свидетельствует факт того, что он называет принятые решения едиными для всего православного мира. Церкви, которые не подчинятся посланию, вполне могут быть обвинены в ереси.
Сразу же следует отметить, что в финальном едином послании есть определенные формулировки, которые не совсем вписываются в концепцию профессиональной деятельности Московского патриархата. Его представители также отказались посещать Крит, из-за чего неофициально стали основными противниками и конкурентами собора. В документе находится предложение о необходимости будущего учреждения Великого собора уже в качестве действующего на постоянной основе религиозного института.
Участники собора констатировали факт того, что нынешняя секуляризация отличается тем, что косвенно ставит целью отчуждение человека от Христа, а также непосредственно духовного влияния Церкви. Что касается Русской православной церкви, то в последнее время ее руководители напрямую утверждают, что их социальная концепция определяется в качестве консервативной альтернативы глобальному либерализму. Собор на Крите на согласен со многими позициями Московского патриархата. В качестве доказательства соборяне выражают уверенность в том, что нынешняя западная цивилизация несет в себе серьезный отпечаток непреходящего вклада от всего христианства.
Один из самых главных конфликтов между Критским собором и Московским патриархатом заключается в политической деятельности. Соборяне призывают членов всех без исключения церквей абсолютно не вмешиваться в политику. С другой же стороны всем известно, как в российские церковные деятели не просто это делает, а еще и благословляют оккупационную деятельность. На самом же деле политика для религии является болезненным проявлением. Параллельно с тем форум десяти Церквей еще и принял на официально уровне воззвания.
В теории Московский патриархат все же мог бы присоединиться к ним. В основных документах и многих других документах соборяне признавали, что диалог с инославными христианами абсолютно точно не означает достижение компромиссов в основных религиозных вопросах. На Крите даже осудили унию в виде основного способа примирения с Римом. Понятие брака в то же время в очередной раз было представлено в качестве союза между мужчиной и женщиной. Святой и великий собой также призвал к защите прав христиан, которые оказались в сложном положении на Ближнем Востоке. Эта идея близка РПЦ, из-за чего с ее стороны могла бы последовать поддержка.
«Настораживающие» предложения.
Деловое издание «Биржевой лидер» акцентирует внимание на том, что в Русской православной церкви предпочитают на сегодняшний день связывать проблему прав человека в первую очередь с защитой прав верующих. Правда, в данном случае речь идет исключительно о христианах, а не о праве человека на абсолютно любые убеждения. Несмотря даже на то, что в позиции Святого собора и РПЦ наблюдаются определенные сходства, в Московском патриархате некоторые призывы все же воспринимаются с опаской.
Для начала необходимо отметить предложение участников критского собора о том, чтобы превратить соответствующее мероприятие в регулярно действующий институту. Действующий руководитель экспертного совета Всемирного русского народного собрания Александр Рудаков поспешил в разговоре с журналистами назвать это предложение «весьма настораживающим». Он не скрывал того, что описанная выше вероятность вызывает у него и ближайших соратников самую настоящую тревогу.
Россияне опасаются того, что в своей профессиональной деятельности Собор на Крите якобы постоянно использует аналогию мирских политических механизмов с чисто церковными институтами. В целом можно сделать вывод о том, что в РПЦ не согласны с тем, чтобы Церковь была единой. Для россиян выгоднее сохранение нынешней конфедерационной системы, в составе которой будут комфортно находиться отдельно взятые религиозные организации.
Достаточно оригинальным способом сложившуюся противоречивую ситуацию ранее прокомментировал Николай Балашов, представляющий собой заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Он выразил уверенность в том, что за всю историю существования в Церкви не было демократии. Именно поэтому он выразил уверенность в том, что данный принцип должен действовать и в дальнейшем.