По мнению российского журналиста Константина Эггерта, Всеправославный собор, который должен был объединить православные церкви, еще до своего начала стал конфликтным, а его последствия будут ощущаться еще многие годы. Детальное мнение Эггерта относительно недавно завершившегося Всеправославного собора, его итогов и ситуации в православном мире в целом, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В своей колонке на интернет-сайте Deutsche Welle Константин Эггерт предположил: в случае, если бы Святой и Великий собор поместных православных церквей был бы каким-то спортивным турниром, то можно было бы констатировать, что он завершился победой по очкам Вселенского патриарха Варфоломея. Он, являясь "первым по чести" среди православных иерархов", смог убедить представителей еще 9 православных церквей подписать совместные документы о предоставлении церквям автономии, о сущности брака, о посте, и документы, регламентирующие отношения с другими православными. Более того - Варфоломей еще и сумел добиться того, что православные иерархи, приехавшие на Крит, признали мировое православие не "конфедерацией церквей", а единой церковью.
На практике это означает, что Вселенский патриарх, как "первый среди равных", становиться, пускай даже неофициально, своеобразным конституционным монархом всего мирового православия. В частности, в документе об автономии Варфоломею отдано право быть арбитром в зашедших в тупик спорах относительно формирования новых автокефальных церквей и их признания – это действительно реальные полномочия. В случае если находящаяся в настоящее время в юрисдикции Московского патриархата Украинская православная церковь захочет отделиться, то ключевым игроком в данном случае может оказаться как раз Константинополь.
Иерархи, собравшиеся на Крите, поддержали идею превращения собора в постоянный орган, который можно будет собирать раз в 5 или в 10 лет. Не стоит забывать, что недавно завершившийся собор был первым за тысячелетие, а более-менее активно готовиться к проведению данного мероприятия начали еще после завершения Второй мировой. Если соборы будут проводиться регулярно, то Вселенский патриарх, руководящий одним из самых маленьких по численности приходов и паствы патриархатов, получит право частенько напоминать о своем статусе всему миру уже на вполне законных основаниях.
Решения, принятые Всеправославным собором, являются обязательными для всех православных церквей.
Стоит обратить внимание на один, достаточно важный момент – участники Всеправославного собора, в пику отказавшимся приехать на форум первоиерархам Антиохийской, Грузинской, Болгарской и Русской церквей, объявили решения, принятые в ходе православного форума, обязательными для всех 14 православных церквей. Можно с огромной долей уверенности утверждать, что данное требование будет отвергнуто и Московским патриархатом, и его союзниками. Это означает, что неформальное соревнование за лидерство во всем православном мире между патриархом Варфоломеем, в силу статуса и традиции считающего себя своего рода "православным Папой", и патриархом Кириллом, возглавляющим самую мощную и многочисленную православную церковь, перейдет уже в открытую фазу.
Между тем в православном мире среди четырех церквей, отказавшихся ехать на Крит для участия в соборе, реальный вес, и это следует признать, имеет только лишь Русская православная церковь. До тех пор, пока ее предстоятелем будет Кирилл, существующее в православном мире разделение вряд ли будет преодолено. Впрочем, глава РПЦ и сам оказался, как говориться, "меж двух огней". С одной стороны, действия Кирилла были поддержаны ультраконсервативной и конспирологически настроенной частью верующих, клирой и монашеством, видящих едва ли не на каждом шагу и за каждым углом козни коварных сионистов, масонов и Запада в целом. С другой стороны, предстоятель РПЦ никогда не станет полностью своим для этой активной и влиятельной внутрицерковной группы после встречи с папой римским. В сложившейся ситуации, когда наблюдается внутренний раздел, зависимость руководства РПЦ от Кремля будет только лишь расти.
РПЦ, скорее всего, не признает собор на Крите.
В решениях, которые были приняты собором, по сути, нет ничего такого, что вступало бы в принципиальные противоречия с официальной позицией, занимаемой Московским патриархатом. Представители Русской православной церкви уже пообещали ответить на данные решения – ответы будут даны после "всестороннего изучения" приняты собором решений. Впрочем, уже сейчас очевидно, что в ответе Московского патриархата непременно будут содержаться возражения, поскольку в ином случае отсутствие делегации РПЦ на Крите становится попросту бессмысленным.
Судя по всему, Московский патриархат в своем ответе заявит, что на самом деле, никакого собора не проводилось – имела место не более чем подготовительная встреча на Крите. Решения, принятые в ходе данной встречи, обязательными для выполнения не являются, поскольку собор, на котором решения будут приниматься консенсусом, еще только предстоит собрать. Судя по всему, дипломатический разрыв между церквями, принявшими участие в соборе, и церквями, отказавшимися участвовать в форуме, останется непреодолимым в течение ближайших лет, а может, даже десятилетий.