Сухая сводка последних сообщений из Крыма выглядит тревожно. Речь здесь не о «вы держитесь», не о дальнейшем продлении времени для строительства Керченского моста и не об аресте мэра города Керчь. Идет речь о весьма прозаических сюжетах, пишет журналист А. Колесников, сообщает Газета.ру.
«Русская весна» совсем наоборот.
Жители села Нижняя Кутузовка вблизи Алушты жалуются на острые проблемы с питьевой водой и готовятся перекрыть дорогу в знак своего протеста. Село Краснокаменка осталось без воды. Представители МУР РЭО «Гурзуф» сообщили, что воды нет и вообще не предвидится. Госвласти призывают жителей п-ва Крым уже сейчас запасаться дровами для отопления, не ожидая ажиотажа: «До 1 июля текущего года нужно предоставить сведения о школах, детсадах, о ФАПах и больницах, которые отапливаются дровами, чтобы они уже сегодня начали закупать твердое топливо».
26 июня жители Гурзуфа в Ялте провели митинг. По сообщениям журналистов, власти запланировали снести их дома, которые якобы противозаконно построили вблизи «Артека». По словам проживающих в Гурзуфе, на месте их домов сейчас планируется строительство специального поселка для работников детского лагеря. К тому же в повестке митинга, само проведение которого согласовали с властями, – разные вопросы о захвате и активной застройке общественных пляжей, полном перекрытии коммунальных автодорог, вырубке деревьев в известных парках-памятниках «Артека» и иные нарушения.
Специалисты издания "Биржевой лидер" информируют о том, что 4 июня такую же акцию против застройки набережной организовали жители Алушты. Данное мероприятие проходило в форме встречи с неким депутатом, что не требует никакого согласования. Однако полицейские разогнали собрание и даже задержали трех человек.
Крым для современного российского истеблишмента – не так материальная, как символическая субстанция. Данный полуостров уже исполнил свою роль региона-символа единства русской нации, единожды скрепил ее. Нация вообще плохо помнит, почему исторически и культурно Крым российский. Путается в своих показаниях. Как заявил один молодой парень, «Екатерина II Крым передала Украине». Символ, отмечает журналист, должен кормиться в основном идеями, не пить, не есть, испытывать на себе родовые прелести политического устройства России. Принимать участие в новейшем социальном контракте: отказ от каких-либо политических свобод, а также экономического благополучия в обмен на п-ов Крым и чувство поистине великой державы. Пока протесты в этом регионе носят свойственный России характер: это никакой не крик души против существующего режима, это митинги за него – в том смысле, в каком официально подают жалобу в наивысшие инстанции, отделяя своего хорошего царя от плохих бояр.
Не случайно главные лозунги гурзуфского митинга были похожи на строчки их письма в ЦК КПСС с настоятельной просьбой наказать всех нерадивых: «Путин! SOS! «Артек» уничтожается Гурзуф!», «Президент! Защити собственный народ!».
А к кому еще можно обращаться в деинституциализированной персоналистской системе, где единый работающий – но очень избирательно – институт это президент? Но система ничего не может сделать, ведь Крым – отрезанный от финансовых инвестиций и нормального денежного оборота остров. Денег, как констатировал премьер, нет, остается лишь «хорошо поплавать», правда, нет пресной воды. А ее нет, ведь денег нет. И кто же станет слушать жителей полуострова, если тот же «Артек» – часть известной большой скрепы, а пионеры, дети, юнармейцы в эпоху, когда стоит у ворот враг, – это святое?
В утешение простым крымчанам – новый памятник «вежливым людям», который символически приравнен к монументам воинам-освободителям в Пловдиве и Берлине. Исходя из «Индекса политической и социально-экономической напряженности», второй срез которого совсем недавно представили эксперты Комитета гражданских инициатив, в рейтинге «качества адаптивности институтов» регионов РФ Крым и Севастополь занимали последние места.
Отсюда следует вопрос: не стартует ли на этой территории-скрепе так называемая «Русская весна» наоборот? И вообще не придет ли она оттуда, откуда ее совсем не ждали? И тут уже нельзя будет списать все только на мировую закулису – на территорию, что находится под санкциями. Проблема в том, что п-ов Крым становится два раза символом. Второй раз –символом всего равнодушного, неэффективного, циничного, непроизводительного, что может только существовать в нынешней автократической системе.
Если данный полуостров кому-то из высшего политического, а также финансового класса и нужен, то только из авантюристических соображений, да и то таковых не слишком много и они требуют для себя всех юридических гарантий. При осознании того, что в Крыму их никому и никто дать не может. Включая того же президента, к которому апеллируют простые люди, чьи права попираются. Эти люди просто пока еще не поняли, что в России нет никаких дистиллированно социальных свобод и прав. Все без исключения здесь права – политические. И если у вас отнимают больницу, дом, воду – эта проблема вообще не социальная, а, главным образом, политическая, отмечает господин Колеников.