Достаточно неожиданно президент Турции Тайип Эрдоган накануне сообщил о том, что хочет постепенно возобновлять отношения с Москвой. Абсолютно не удивительно, что эта новость вызвала недоумение и даже негодование в украинском обществе. Сложившуюся достаточно противоречивую ситуацию решил прокомментировать Виталий Портников. Справедливости ради он признал, что Украина и ее граждане все же являются новичками в большой международной политике, из-за чего не все происходящие там события являются прозрачно ясными.
Теперь внешняя политика пришла в Украину, а не наоборот. Во многом именно из-за отсутствия опыта среднестатистические украинцы и обозреватели в средствах массовой информации в настоящий момент с сожалением констатируют факт того, что Эрдоган променял Киев на Москву. На самом же деле это не совсем правда. Нужно признаться, что турецкий политический лидер во время ссоры и примирения с Россией явно в последнюю очередь думал об Украине. Даже после оккупации украинского полуострова Крым, Анкара не поддалась на уговоры татар, просивших ввести против агрессора санкции.
Позиция Турции является логичной. Дело в том, что данное государство само до сих пор держит в статусе оккупации часть острова Кипр, откуда уже достаточно давно были изгнаны греки. Выставив санкции, Анкаре могли бы указать на вышеуказанный факт, который также явно выходит за общепринятые рамки международного права. Если говорить более точно, то Северный Кипр больше напоминает по своему статусу не захваченный вооруженным путем Крым, а является практически точным аналогом Абхазии и Южной Осетии.
Несмотря на то что Турция признает независимость Северного Кипра, цивилизованное общество придерживается прямо противоположного мнения, но почему-то забывает об этом прецеденте. Ни один турецкий политик на сегодняшний день явно не желает на публике обсуждать тему Кипра, ведь это негативно скажется на международных рейтингах их государства. Естественно, Тайип Эрдоган не является в данном случае исключением. После незаконной аннексии Россией Крыма он понимал, что активизироваться в соответствующем вопросе абсолютно не правильно.
Отдельного внимания заслуживает ссора президентов Турции и России. Позиция Эрдогана была ясна абсолютно всем здравомыслящим членам общества, кроме кремлевских пропагандистов. Лидер Турции отреагировал на незаконное вторжение российского военного самолета. Если в Москве считают, что их боевые машины вот так без приглашения могут летать на другими странами, то они явно ошибаются. Турецкие истребители это очень наглядно доказали. При этом необходимо понимать, что противостояние Эрдогана с Путиным продолжалось и до этого, ведь российский лидер вмешивался в сферу влияния своего коллеги. Логика обоих президентов несколько похожа между собой.
Если самые основные западные лидеры при выставлении своих экономических и политических санкций отталкивались от норм международного права, то Эрдогана больше анализирует целесообразность того или иного действия. Он постоянно следит за ситуацией в Сирии, где вопреки всем опасениям со стороны Анкары, Москве так и не удалось вернуть режим Башара Асада. Теперь Эрдогану и Путину на сирийском пространстве все же придется искать какой-то компромисс. Хотя то же самое касается и многих других участников противостояния. Сбитый самолет в данном случае явно отойдет на второй план и не будет слишком активно упоминаться в прессе.
Эрдоган в поиске пространства для маневра.
Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает, что у сегодняшней Турции есть масса проблем. Естественно, в Анкаре пытаются постепенно решить их. Сам же Тайип Эрдоган в последнее время утратил возможность для маневра между Россией и Западом. Теперь он пытается вернуть себе это пространство. Сирийский кризис вполне может стать площадкой для улучшения ситуации. С учетом того, что пока Турции не удается слишком активно сблизиться с высокоразвитым Западом, можно констатировать факт того, что Эрдоган намного лучше понимает именно Путина, а не Обаму или Меркель. Многие турки на сегодняшний день считают, что из-за конфликта с Москвой они лично понесли какие-то потери. Для политического режима такая ситуация является благоприятной, ведь за счет налаживания отношений с Россией Анкара может создать иллюзию того, что власти добиваются слишком положительных результатов.
Если проанализировать прессу арабских государств, то можно констатировать факт того, что местные журналисты негодуют также, как их украинские коллеги. Причина сложившейся ситуации заключается в том, что Тайип Эрдоган все же решил помириться с Израилем. Еще не так давно глава Турции всерьез претендовал на статус лидера всего мусульманского мира, но эта цель так и не была достигнута. В качестве альтернативы ей он решил налаживать отношения с как можно большим количеством перспективных союзников. В этом плане Эрдоган реально очень похож на Владимира Путина. Правда, у него есть важное преимущество, ведь он является намного более реалистичным, чем его кремлевский коллега. Путин погружает Россию в глубокую яму кризиса именно из-за традиционной переоценки своих сил. В Турции то же самое не происходит из-за более логичных поступков президента.