Склонность современных украинцев к конспирологии прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что вера в существование мирового заговора привлекательна, но в большинстве случаев заставляет делать неверные выводы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В своей публикации журналист, политический обозреватель Павел Казарин называют веру в мировой заговор довольно привлекательной точкой зрения. Приверженность этой теории не заставляет человека владеть какими-то дополнительными знаниями. Вместо этого конспирология дает возможность своим адептам делать выводы космического масштаба, но с не меньшей долей глупости в них.
Подтверждение своей теории конспирологи видят абсолютно во всем. Удивительным образом сторонники этого мнения объединяют в одну цепочку расстрел редакции сатирического журнала Charlie Hebdo, стрельбу в Казахстане, волеизъявление на референдуме в Великобритании и террористическую активность во французской столице. При обсуждении каждого из описанных эпизодов обязательно найдутся люди, которые безошибочно определяют заказчика с поразительной скоростью.
Сразу же после появления информации о происшествии в новостных лентах социальных сетей обязательно возникает обвиняющий перст. Все неприятные происшествия без исключения украинские пользователи неизменно связывают с происками Москвы. Аналогично деятельностью россиян украинские пользователи назвали происшествие в аэропорту Стамбула.
В ленте новостей социальной сети Facebook уровень конспирологии зашкаливает. В качестве аргумента для подтверждения правильности своего мнения пользователи указывают на неоднозначное извинение турецкого президента. Конспирологи уверены, что теракт в Турции произошел только потому, что турецкий президент неправильно извинился перед хозяином Кремля. Теракт пользователи называют эффективной и безжалостной местью «империи зла». Зачастую переубедить сторонника этой мысли с помощью логических доводов невозможно.
Против конспирологии логика бессильна.
Судя по всему, заставить конспиролога изменить мнение не может никакая логика. Конспирология обычно прикрывается доводами, но к сектантству она намного ближе. В этой модели мировоззрения четко закреплены добро и зло, они прикреплены к определенным географическим понятиям. Только в заранее определенной «колыбели зла» может рождаться вся энтропия.
Уповать на здравый смысл адептов этой секты нет смысла. Не смущает конспирологов то, что между письмом турецкого президента и терактом прошло несколько часов – зло они считают воистину всемогущим. Переубедить конспирологов невозможно, но вполне реально их понять. И причиной, как и во многих других случаях, является война.
Для всей Украины начавшаяся около 2 лет назад война стала очень большой неожиданностью. Война изменила представления о норме, о возможном и допустимом, подкорректировала мнение о реальности. Вряд ли кто-то из украинцев в 2013 году поверил бы в прогноз о российском вторжении, аннексии и оккупации. Но в 2014 году все тезисы, которые до этого считались конспирологией, стали реальностью.
События в родной стране дали основания для расцвета конспирологии среди украинцев. Сторонники теории заговора считают, что после агрессии в отношении «братской» Украины Москва вполне способна бросать динамитные шашки в сторону благополучных европейцев. В новой реальности ни одна версия, даже самая невероятная, не кажется выдуманной или запредельной. Поэтому попытка спорить с конспирологом неизменно наталкивается на контраргумент «а на Донбассе тоже не Россия воюет?».
Но проблема в том, что участие россиян в конфликте на Донбассе не значит, что они воюют везде и одновременно. Одной из причин популярности конспирологии среди украинцев является местечковость. Большая часть населения уверена, что на карте мира существует только Украина, Россия и Запад. Происходящим в других регионах (Ближний и Дальний Восток, Персидский залив, Северная Африка, Центральная Азия) обыватель не интересуется. Однако делать выводы о сложности мира конспиролог берется с радостью.
О происходящем в большом мире конспиролог судит, исходя при этом из своих представлений. Поэтому и выходит, что любой свергнутый правитель является Януковичем, а любой уличный протест – Майданом. Соответственно, все вредное автоматически считается делом рук Кремля. В модели видения мира конспиролога нет религиозного фундаментализма, движения курдов, переговоров между Турцией и Израилем, интересов локальных или альтернативных орбит влияния.
Для сторонников конспирологической теории нюансов не существует, поскольку интересоваться подобными вопросами они не привыкли. Вполне привычно Украина для конспирологов находится в центре Вселенной. Поэтому любые события, которые даже косвенно уводят Украину на периферию мировой повестки, являются результатом деятельности того же врага, который около 2 лет назад заставил украинцев познакомиться с реалиями войны. В том, что эта картина рисует зло могущественным и повсеместным, нет ничего удивительного.
Вера в огромное могущество зла роднит украинских конспирологов с их российскими коллегами. Россияне также привыкли видеть чужую злую волю в любой неприятной для себя ситуации. Только в российском варианте мировым злом с неограниченными возможностями принято считать Запад. Именно Запад россияне обвиняют среди прочего в дисквалификации своей сборной и обвале курса рубля.
Украинцы уже привыкли смеяться над уверенностью российского обывателя в том, что его страна является центром мировой повестки. Однако в каждом случае, когда внимание мира по той или иной причине переключается с Украины на другую тему, украинских конспирологов от российских отличить невозможно. Видимо, от геолокации и цвета флага такое мировоззрение не зависит, оно только неизменно показывает недалекость его сторонника.