"Исламское государство" перестало платить своим боевикам, воюющим на территории Сирии, и в этой связи джихаддисты-иностранцы либо возвращаются к себе домой, либо занимаются поиском альтернативных вариантов, в частности, на территории стран Центральной Азии. Более детально о поиске боевиками ИГИЛ каких-либо альтернатив "Исламскому государству" в центральноазиатских странах, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
И в Ираке, и в Сирии, "Исламское государство", как отмечает интернет-сайт Deutsche Welle, вынуждено было перейти к стратегической обороне, и из-за этого, равно как и из-за прекращения денежных выплат, многие из влившихся в ряды ИГИЛ боевиков из центральноазиатских стран покидают Ближний Восток. Силовики стран Центральной Азии не обладают точными данными ни о количестве джихаддистов, отправившихся воевать за ИГИЛ, ни о количестве возвращающихся оттуда лиц.
Однако учитывая сократившееся к лету этого года количество завербованных "Исламским государством" джихаддистов и увеличившееся количество "возвращенцев", можно констатировать правильность доклада в СБ ООН Джеффри Фелтмана, замгенсека ООН по политическим вопросам: месяц назад он сообщил об увеличении количества возвращающихся в свои родные страны боевиков ИГИЛ из-за поражений "Исламского государства" в Ираке и в Сирии.
Постепенно джихад превращается в одну из форм "трудовой миграции" – эксперт.
Андрей Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана, отметил, что специалисты расходятся в своих оценках количества боевиков ИГИЛ из стран центральноазиатского региона. В частности, казахские силовики утверждают, что среди бойцов ИГИЛ граждан Казахстана меньше всего – до сотни человек. По словам силовиков Кыргызстана, через "Исламское государство" прошли от 500 до 800 человек: данные цифры учитывают и пытающихся вернуться обратно лиц, и погибших. Принято считать, что больше всего в рядах ИГИЛ выходцев из Таджикистана и Узбекистана – далеко за тысячу, и здесь оценки, по словам Серенко, разняться достаточно серьезно.
Эксперт объясняет, что по мнению большинства специалистов, "пальма первенства" здесь все-таки принадлежит Узбекистану. Впрочем, не стоит забывать и о туркменской составляющей, однако в этом случае дать точную оценку достаточно затруднительно в силу специфики Туркменистана, если и ведущего такого рода учет, то держащего все цифры в строгом секрете.
По информации Серенко, многие боевики из Кыргызстана и Казахстана, после того, как в Сирии начали активно действовать российские ВКС, или уже вернулись в свои родные страны, или собираются это сделать. При этом эксперт обращает внимание на сложившуюся в настоящее время тенденцию – джихад постепенно превращается в одну из форм "трудовой миграции". Специалисты, глубоко погруженные в данную тематику, среди жителей Центральной Азии, уезжавших на джихад с целью заработка, именно финансовая мотивация вышла на передний план, оттеснив идеологические настроения и идеалистическую мотивацию.
Серенко утверждает, что количество джихаддистов, пытающихся вернуться в страны Центральной Азии, выросло, однако значительная часть этих людей вернулись в свои родные страны вовсе не для продолжения джихада – они просто остались без оплачиваемой работы, поскольку у "Исламского государства" возникли финансовые трудности, и, как следствие, проблемы с выплатами боевикам. Кстати, трудовые мигранты возвращаются из Российской Федерации в свои родные страны точно по такой же причине.
Сокращение численности притока боевиков в ИГИЛ компенсируется их более высоким уровнем подготовки – Корольков.
Несколько иначе оценивает ситуацию с боевиками ИГИЛ из центральноазиатских стран военный эксперт из РФ Лев Корольков. Он, в частности, выделил несколько факторов, оказывающих влияние на данную ситуацию. Во-первых, "Исламское государство" организовано вывело часть своих отрядов с сирийской территории – это было сделано после того, как в Сирии началась крупномасштабная международная операция.
Во-вторых, многие обремененные семьями боевики перебрались в Турцию, рассеявшись на территории этой стран. Часть боевиков перебралась в Афганистан и в Пакистан, часть – в страны Средней Азии. Корольков напомнил о задержанных в середине июня этого года киргизскими силовиками трех граждан Кыргызстана, вернувшихся домой из Сирии для осуществления террористических актов уже у себя на Родине: правоохранители обнаружили в местах проживания задержанных гранату и автомат с боеприпасами.
По информации, которой располагает эксперт, в настоящее время сокращение численности притока новых боевиков в ряды ИГИЛ компенсируется более высоким уровнем подготовки новобранцев. Эти люди являются профессионалами в ведении мобильной войны, и поэтому сирийская правительственная армия, даже при поддержке РФ, не может похвастаться достижением каких-то серьезных успехов за последние полгода. И это при том, что потери среди бойцов "Исламского государства", равно как и среди полевых командиров данной экстремисткой организации, достаточно большие – невзирая на это обстоятельство, вербовочный контингент ИГИЛ, в том числе, и в среднеазиатских республиках, продолжает оставаться очень широким.