В первые дни текущей недели средства массовой информации буквально пестрели новостями о готовности официальной Анкары предоставить военной авиации РФ свою базу Инджирлик, сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету». С самого начала почти все турецкие информационные агентства сообщили об этом, потом новость была оперативно подхвачена российскими СМИ, и уже под конец о решении Турции начали информировать некоторые западные источники. В частности, не остался в стороне отсенсации и «Голос Америки» - там на эту тему вышла отдельная публикация.
Откуда появилась сенсация?
В своем интервью для телеканала TRT Harber утром в понедельник глава турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу заявил о готовности Анкары поддерживать сотрудничество со всеми, кто ведет борьбу с террористической организацией «Исламское государство».
«С самого начала мы начали бороться с этим явлением, в связи с чем нами было принято решение об открытии базы Инджирлик для всех желающих стать ее активными участниками. И я не вижу причин, по которым мы не могли бы таким же образом восстановить партнерские отношения с российской стороной. Для всех ИГ является врагом, с которым необходимо вести борьбу. Не в последнюю очередь это играет важную роль при реализации данного механизма в реальность для возможности положить конец вероятности каких-либо неблагоприятных инцидентов. Относительно этой точки зрения мы достигли понимания с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым во время встречи в Сочи первого июля», - сказал турецкий министр.
В свою очередь, эта фраза натолкнула СМИ на вывод о том, что Турция не прочь предоставить авиационную базу Инджирлик для размещения российских военных самолетов. Спустя некоторое время новость активно распространилась на все направления. Реакция же российских новостных агентств на такое известие оказалась моментальной. Представители российской власти от журналистов решили не отставать, в связи с чем новость о решении турецких лидеров стала предметом бурного обсуждения среди российской правящей верхушки и военных экспертов.
Как прореагировали официальные лица.
По словам пресс-секретаря главы Российского государства Дмитрия Пескова, Москва намерена вынести на рассмотрение все моменты данного предложения, в частности, в политическом и военном плане. Первым, кто выступил в СМИ с заявлением о возобновлении российско-турецкого сотрудничества, оказался сенатор, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич. Он заявил, что потепление российско-турецких отношений «способно предоставить новые возможности не только для борьбы с международным терроризмом, но и уменьшить градус напряженности в Европе и в мире в целом».
Вместе с тем, он задался закономерным вопросом о том, насколько далеко пойдет Анкара для развития отношений между обеими сторонами. В конце он выразил надежду на тщательное рассмотрение в ближайшее время российским Минобороны предложения от турецкой стороны, которое относится к использованию базы Инджирлик, если оно поступит по официальным каналам. Это заставляет прийти к выводу, что Франц Клинцевич верит в возможность такого предложения.
Руководителя Академии геополитических проблем, доктора военных наук Константина Сивкова не огорчил тот факт, что Турция, будучи членом НАТО, не имеет возможности ни при каком раскладе сил предложить России размещать военные самолеты на своей территории, не проведя согласований со своими западными союзниками. Это тем более актуально, что станы Запада на официальном уровне назвали Россию агрессором и открыто ведет политику по ее «сдерживанию». Немного подумав, Сивков сказал, что размещение российских военных самолетов на турецкой базе будет «огромнейшей геополитической победой» Москвы. Приблизительно такую же точку знания озвучил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Андрей Красов, он отметил, что инициатива Анкары – практический шаг в борьбе с терроризмом, который можно только приветствовать.
Разворот сюжета.
Распространение новости было молниеносным до тех пор, пока глава МИД Турции не заявил, что его слова были неправильно интерпретированы. «У нас есть возможность сотрудничества с РФ в борьбе с ИГ, но я не сказал ни слова об использовании российскими самолетами базы Инджирлик. Турецкая пресса неверно поняла это, и в российской прессе это отразилось». После такого отрезвляющего заявления ситуация приобрела несколько комичный вид. Оказалось, что большая часть достаточно серьезных людей занимались обсуждением заведомой пустышки. На первый взгляд такое мощное распространение новости, которую инспирировали турецкие СМИ, стало напоминать известную пьесу Шекспира «Много шума из ничего». Но это только на первый взгляд. Главным образом все еще не ясно, для чего во время своего телеинтервью эфенди Чавушоглу, затронув тему возможного военного сотрудничества с Россией, заговорил об авиабазе Инджирлик, даже в столь витиеватой, уклончивой форме. Если слова «Россия» и «Инджирлик» прозвучали из его уст вместе, значит, он это сделал специально, обдуманно.