Правозащитники из организации Amnesty International утверждают, что власти Беларуси занимаются незаконной прослушкой своих сограждан. Более детально мнение правозащитников относительно прослушки телефонных разговоров белорусов властями страны изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В Amnesty International пришли к выводу, что белорусские власти занимаются незаконным прослушиванием телефонных разговоров своих граждан. По мнению правозащитников, неконтролируемая, круглосуточная и ничем не ограниченная слежка существенно подтачивает силы активистов из общественных организаций, поскольку самые элементарные действия, такие, например, как назначение встречи по телефону, являются достаточно рискованными.
В докладе, в основу которого легли интервью, взятые у более чем 50 журналистов, технических экспертов, представителей политической оппозиции, адвокатов и прочих людей, проживающих как в Беларуси, так и за пределами страны, в период с августа прошлого года по май текущего, подмечен страх перед слежкой, сказывающийся на свободе объединений, свободе мирных собраний, свободе выражения мнений и на частной жизни. Как объяснил исследователь Amnesty International по технологиям и правам человека Джошуа Франко, в стране, где вы можете быть задержанным за критику президента или за участие в акции протеста, только лишь одного наличия угрозы слежки достаточно для того, чтобы сделать практически невозможной нормальную работу активистов.
В процессе слежки за белорусскими гражданами принимают участие операторы связи – правозащитники.
Стоит отметить, что правозащитники достаточно резко высказались по поводу того, что в процессе слежки за белорусскими гражданами принимают участие и операторы связи, в том числе и принадлежащая австрийской Telekom Austria компания Velcom. По данным Amnesty International, операторы предоставляют белорусским властям практически неограниченный доступ и к данным своих клиентов, и к коммуникациям. По мнению Франко, компании, работающие в Беларуси, обязаны предоставлять властям доступ к данным, причем к любым. Если Комитет государственной безопасности РБ надумал за кем-то проследить, то спецслужбе не нужен никакой ордер, равно как и не нужно просить компании о помощи – достаточно просто потребовать.
Джошуа Франко убежден в том, что телекоммуникационные компании не должны давать свое согласие на злоупотребление властями коммуникационными технологиями, использующимися в данном случае для просто возмутительного посягательства на свободу выражения мнений и на неприкосновенность частной жизни. Он отметил, что будущее свободы в Сети зависит от одного: начнут ли телекоммуникационные компании сопротивляться правительствам, вторгающимся в пространство свободы слова и в частную жизнь граждан, или же смиренно согласятся со всем, только бы не утратить свою прибыль. В Беларуси у силовиков, в том числе и у КГБ, есть удаленный доступ (бесплатный и постоянный) к коммуникационным данным – как к их сохраненным копиям, так и к данным в режиме реального времени.
Большая часть белорусских граждан сегодня боится открыто разговаривать по телефону, и это стало уже частью образа мышления белорусов. Они заведомо полагают, что жить плохо и страшно, и они ничего не могут ни контролировать, ни изменить. В принципе, разговаривая по телефону или отправляя электронное письмо, белорусы считают, что все это попадает в поле зрения КГБ.
Милиция узнает об акциях протеста, встречах или иных публичных мероприятиях еще до того, как они случаются.
Активисты также рассказали правозащитникам из Amnesty International, что белорусская милиция узнает об акциях протеста, встречах и иных публичных мероприятиях еще до того, как они случаются. Более того, такого рода информация появляется у правоохранителей даже тогда, когда обсуждение происходило в ходе частных телефонных переговоров, а это является прямым свидетельством наличия прослушки.
Также правозащитниками были обнародованы достаточно интересные данные, согласно которым сети операторов в настоящее время в обязательном порядке должны быть совместимыми с системой технических средств для обеспечения ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий). Благодаря этому власти больше не нужно направлять операторам запрос для получения доступа к коммуникациям, а также не нужно уведомлять операторов о совершении таких действий. Кроме того, компании обязали хранить данные и об устройствах их клиентов, и об оказанных тем услугах по доступу к Интернету.
В Amnesty International утверждают, что все это происходит фактически бесконтрольно – в частности, нет никакой открытой информации о том, для каких целей используется данная система и как часто ее используют. Юридических обоснований при этом есть более чем достаточно: в частности, в белорусском законодательстве прописано 30 видов угроз для национальной безопасности. Властям для того, чтобы начать слежку, не нужно получать соответствующую санкцию суда. В этой связи правозащитники обращаются к белорусской власти с призывом создать в сфере слежки систему сдерживаний и противовесов, чтобы привести ее тем самым в соответствие с действующими международными стандартами в области прав человека.