Для главы Кремля Владимира Путина Brexit по сегодняшний день является самой настоящей загадкой. По мнению сэра Эндрю Вуда, британского посла в Москве с 1995 по 2000 годы, если бы он заранее не обеспечил себе победу, вряд ли он решился бы организовать нечто подобное. В то же время ранее Брюссель постоянно выступал с инициативой проведения похожих референдумов в случае проигрыша.
Если верить мифологии Кремля, глава Белого дома всегда общается со своими партнерами так, как будто те являются его вассалами. И вот теперь Барак Обама обратился с призывом к британцам не выходить из Европейского Союза. Однако, суть проблемы заключается в том, что власти Великобритании решение своих граждан считают обязательным для выполнения. По этой причине у Владимира Путина может возникнуть вопрос о том, какой цвет у этой революции. С точкой зрения британского дипломата знакомились эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Среди достаточно потрясенных и удивленных западных экспертов уже распространяются более чем мрачные прогнозы касаемо того, к каким результатам приведет решение британских избирателей о выходе из ЕС. Поводом для распространения поспешных и необдуманных оценок относительно будущего Соединенного Королевства вне ЕС стали следующие предпосылки: сделанное главой британского правительства Дэвидом Кэмероном заявление о предстоящей отставке и, как результат, начало периода соперничества между представителями консерваторов в парламенте, которые уже хотят заменить его на Даунинг-стрит 10.
Кроме того, не менее обсуждаемой новостью является сделанное первым министром Никола Стерджен заявление о том, что у нее есть право сохранить членство Шотландии в Евросоюзе, вызывающее страх поведение Лейбористской партии под руководством ее официального лидера Джереми Корбина, безуспешные попытки прийти к единому мнению о том, какими будут последствия Brexit сейчас, когда официальный Лондон взял на себя обязательства реализовать его.
Такая же значительная дезориентация в связи с результатами референдума в Великобритании наблюдается и среди остальных двадцати семи стран, являющихся членами данного геополитического объединения. Можно было предположить, что благодаря этому у Кремля есть шанс усилить свою уверенность в том, что ЕС сейчас слаб, как никогда, и что мечта Москвы о расколе Запада вот-вот станет реальностью.
Впрочем, реакция России как со стороны представителей высшего руководства, так и среди аналитического сообщества, представителей которых приходится терпеть Кремлю, носит достаточно сдержанный характер. Принимая во внимание ту ярость, с которой ведется работа в России ее антизападной пропагандистской машиной, факт продолжения ужесточения внутренней системы контроля над обществом, а также непрекращающуюся милитаризацию страны, подобная реакция стала поводом доя удивления у множества экспертов, живущих за рубежом. Россия должна была радоваться и заявлять о том, что ЕС не только стал очень слабым, но и не избежит распада (то же самое в Кремле говорили и о Соединенном Королевстве). Представители российских либералов явно огорчились в связи с результатами Брексита, так как почувствовали себя в еще большем одиночестве. Путина это полностью устраивало. Но непосредственные внешнеполитические результаты от британского референдума в России предпочитают замалчивать, причем с большей активностью, чем следовало ожидать.
Причин для этого более, чем достаточно. Кремль не так давно начал более мягко на публике относиться к Западу. Российская политика в Украине и в Сирии не проявила такого успеха, на который рассчитывал Владимир Путин. На сегодняшний день основная цель заключается в ослаблении введенных странами Запада санкций, что не в последнюю очередь можно пояснить катастрофическим положением российской экономики. Члены российского правительства не могут постоянно рассказывать электорату, что падение прекращается, так как всякий раз становится очевидным, что это не так. Зарубежные авантюры сейчас кажутся не такими привлекательными в обществе, как это было два года назад, а обеспокоенность будущим России только растет. Эксперты уже высказывают мнение, что итоги осенних парламентских выборов не будут соответствовать действительности, однако уровень фальсификации будет не таким значительным, как в 2011 году. Режим не заинтересован в новых массовых протестах населения.
В Кремле стремятся, чтобы в Европе взяло верх стремление вернуться к ранее существующему порядку вещей. Но пока это не было согласовано с конкретными попытками воспользоваться последствиями британского решения о выходе из ЕС. Русским также нужно проявлять заботу о сочувствующих им националистах из остальных стран ЕС. Сравнения между ними и теми гражданами Великобритании, которые в ходе референдума поддержали выход, в лучшем случае кажутся натянутыми. Кроме того, среди этой части избирателей отсутствует единый харизматичный лидер, с которым Кремль мог бы работать.
Отсутствие определенности внутри ЕС касаемо того, как пережить выход Британии, вынуждает Путина и его коллег просто ожидать и смотреть за развитием событий, прежде чем найти мишень для возможного воздействия и использования.