Неоднозначная политика официальной Москвы спровоцировала несколько разноплановых процессов на геополитической арене. Варшавский саммит доказал, что перед лицом опасности постепенно возрождается Североатлантический Альянс. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Обозреватель Defense Express Валерий Рябых в публикации для «Деловой столицы» представил собственную оценку заявлений и решений, принятых на недавнем саммите НАТО, прошедшем в Варшаве. С одной стороны, напрасными оказались надежды некоторых украинских романтиков, ожидающих от мероприятия приглашения Украины в состав Альянса. С другой стороны, не оправдались ожидания скептиков, которые сомневались в дееспособности современного НАТО.
Перед проведением саммита в Варшаве скептики говорили о слабости НАТО, наличии огромного количества разногласий между членами Альянса, в том числе по российскому вопросу. Пессимисты также оказались плохими пророками, военно-политический блок сохраняет единство, в НАТО понимают главную задачу на теперешнее время. Члены Альянса одинаково оценивают не только существующие угрозы, но и оптимальные ответы на вызовы.
Единство перед лицом угрозы на первом месте.
Следует отметить, что НАТО на данном этапе очень сильно отличается от того союза стран, который был в первое время российской агрессии против Украины. Политика Кремля в отношении Украины сильно изменила ландшафт безопасности не только в Европе, но и во всем мире. В соответствии с новыми условиями изменился Североатлантический альянс. Сейчас НАТО имеет в своем распоряжении больше возможностей реагировать на возникающие угрозы. В стратегиях военно-политический блок учитывает гибридные угрозы, исходящие в первую очередь от современной России.
НАТО теперешнего дня можно назвать организацией, для которой свойственны более решительные шаги и единство всех принимаемых действий. В Альянсе готовы давать адекватные ответы кибер-атакам. Помимо этого, риторика Москвы стала причиной того, что в НАТО разработаны сценарии реакции для потенциального ответа на применение против отдельных стран ядерного оружия.
При оценке атмосферы безопасности, в НАТО используют термин «дуга нестабильности и отсутствия безопасности на периферии Альянса и за его пределами». Как и следовало ожидать, особенное место в списке угроз, формирующих «дугу нестабильности», отводится неоднозначной деятельности российского руководства. Россию как источник угроз в Альянсе называют агрессивным государством и обвиняют в нарушении евроатлантической безопасности.
До тех пор, пока российская внешняя политика останется неизменной, возвращение к существованию в рамках модели «business as usual» в НАТО считают невозможным. В будущем взаимодействие между Россией и Альянсом, по мнению членов военно-политического блока, будет зависеть от изменений в политике официальной Москвы. От российского руководства ожидает изменения стратегии, после которого все действия будут соответствовать нормам международного права. Кроме того Москва в дальнейшем должна выполнять все ранее взятые на себя обязательства.
Относительно выполнения обязательств в финальном заявлении по итогам саммита также содержится уточнение. Участники саммита подчеркнули, что НАТО остается на твердой позиции поддержки украинского суверенитета и территориальной целостности в пределах признанных мировым сообществом границ. Кроме того, Альянс настаивает на неприкосновенность и праве Украины самостоятельно определять собственное будущее, в том числе курс внешней политики.
На практике это значит, что НАТО дает России понять свою позицию. Альянс подчеркивает, что действия Москвы, направленные на изменение украинских границ, и аналогичная политика по поддержке сепаратизма в других странах никогда не будут узаконены. Кроме того, не может быть и речи об отказе от политики сдерживания в отношении России до тех пор, пока территориальная целостность Украины не будет полностью восстановленной.
Диалог с параллельным ростом оборонного потенциала.
В итоговом коммюнике акцентируется внимание также на необходимости сохранения диалога между НАТО и Россией. Между тем общеизвестно, что иногда диалог может приводить к противоположным результатам. Факт диалога Москва может использовать для уничтожения единства членов Альянса по тому или иному вопросу. Однако параллельно с сохранением каналов для диалога НАТО будет работать над недопущением успеха России в реализации каких-либо агрессивных планов.
В НАТО намерены работать над усилением собственной обороны. Сосредоточиться руководство Альянса планирует на вопросах обеспечения безопасности. В частности, речь идет о развитии системы стратегического прогнозирования развития событий с помощью улучшения разведывательных способностей. В Альянсе планируется реализация разведывательной реформы, после которой разведка станет постоянным процессом.
Целью разведывательной деятельности станет своевременное обнаружение угроз для дальнейшего планирования операций и принятия решений внутри Альянса. В процессе реформы планируется создание нового объединенного подразделения разведки и безопасности, которое возглавит заместитель генсека НАТО. Приоритетной задачей этого подразделения станет повышение эффективности использования персонала и ресурсов, а также разведывательных данных.