Тема возможного примирения украинцев и поляков после Волынской трагедии стала в настоящее время особенно актуальной, поскольку в Польше, традиционно являющейся "адвокатом" Украины в Европейском Союзе, и в июне-июле этого года резко поднялся градус эмоций вокруг этого, вне всяких сомнений, трагического события в истории польского народа. Более детально о том, как можно примирить украинцев и поляков после Волынской трагедии, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Украинскому и польскому народам, по мнению информационного агентства "Укринформ", для того, чтобы продолжать успешный исторический диалог и простить друг другу все взаимные обиды, необходимо научиться и слушать, и понимать противоположную сторону. Только при таких условиях будет гораздо легче прийти к действительно универсальной формуле примирения, которую можно описать как "прощаем, и сами просим прощения". Несмотря на более чем 10 лет декларативного применения, данная формула, на самом деле, так и не была наполнена реальным содержанием.
Что должны осознать и понять украинцы?
Украинцам следует обратиться к полякам, и попросить у них прощения не дожидаясь, пока прозвучат взаимные извинения со стороны Польши. Украине следует понять, что Украинская повстанческая армия – это не только лишь история славных побед на полях сражений с гитлеровской Германией и с "советами", это не только символ несокрушимости духа, но еще и позорное пятно в виде проводимых УПА этнических чисток польского гражданского населения Волыни.
Также жителям Украины следует осознать, что для поляков история имеет очень важное значение, и в отношениях с Польшей никогда не удастся перейти к какой-то иной повестке, как это предлагают сейчас некоторые украинские политики, пока не будут полностью решены все исторические проблемы. Для того чтобы это осознать, достаточно будет просто заглянуть в любой из польских газетных киосков, которые буквально кишат исторической периодикой. Население Польши очень хорошо знает историю своей родной страны, а об исторической памяти польской нации заботиться Институт национальной памяти – влиятельная структура, располагающая громадным бюджетом и целой армией историков и архивистов, ежегодно издающих десятки исторических книг, и даже исторических игр для общего развития детей.
Еще один момент, который должны осознать Украины – далеко не все, кто поднимает в Польше тему Волынской трагедии, непременно являются агентами Москвы, буквально спящими и видящими, как можно рассорить поляков и украинцев. Естественно, "старший брат" здесь также не упускает своего, и использует этот вопрос, где только может, чтобы поссорить между собой Украину и Польшу, и навешать на всех украинцев ярлыки "убийц невинных детей и женщин". Теперь украинцам придется выучить слово ludobojstwo – в переводе на русский это "геноцид" – поскольку данное слово, скорее всего, уже в этом году не только прочно войдет в польский лексикон, но и появиться в польских учебниках.
Что следует понять и осознать полякам?
Вместе с тем поляки также должны кое-что понять и осознать. В частности, они должны понять, что украинская повстанческая армия для украинцев это вовсе не совершенные на Волыни преступления: большая часть украинских граждан либо вовсе ничего об этих преступлениях не знает, либо не осознает их масштаба. Для украинцев УПА – это в первую очередь героическая, заранее обреченная на поражение борьба и с немецкими оккупантами, и с "советами". Поляки должны здесь понимать – украинцы уже вряд ли откажутся от наследия УПА.
Да, они могут осудить определенные преступления, совершенные отдельными подразделениями Украинской повстанческой армии, однако не осудят формацию в целом. УПА ведь действовала не только лишь на территории Волыни, да и не все воины Украинской повстанческой армии поддерживали этнические чистки в этом регионе – об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания Даниила Шумука, воина УПА, много лет проведшего в ГУЛАГе: в своих воспоминаниях он осудил эти позорные действия.
польской стороне в поисках правды, наверное, вряд ли стоит действовать с позиции ментора – сейчас ведь из уст ряда польских политиков звучат заявления, что они, мол, придут, и научат украинцев истории. Не следует полякам обижаться на жителей Украины и за употребление ими термина "Волынская трагедия" вместо более близких Польше терминов "Волынская резня" или "Волынское преступление", поскольку такой подход может только лишь оттолкнуть от диалога.
Еще один, весьма важный момент – в последнее время в Польше почему-то Волынская трагедия представляется исключительно в черных и белых тонах, с заранее понятным распределением ролей, тогда как эти трагические события можно описать многими оттенками серого цвета – так будет больше соответствия действительности. Ни в коем случае нельзя приуменьшать масштаб преступлений, совершенных украинцами против поляков, как и нельзя их замалчивать, однако и преступления, совершенные поляками против украинцев также нельзя замалчивать или приуменьшать их масштаб. Масштабы действительно были разными, однако это не должно становиться оправданием, да родственникам погибших жертв не станет от этого легче. Только после того, как обе стороны признают все сказанное выше, им, скорее всего, будет легко простить все друг другу, и самим попросить за все прощения.