В экспертной среде обсуждаются события в Великобритании, среди которых важное место занимает смена главы правительства. По мнению экспертов, кардинальная смена внешней политики Лондона вряд ли состоится. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Накануне интернет-пользователи со всего мира имели возможность в прямом эфире наблюдать за сменой премьер-министра в Великобритании. Это событие стало очередным эпизодом в череде происшествий эпохального масштаба в государстве. Нового британского премьера Терезу Мэй уже сравнивают с Маргарет Тэтчер, Ангелой Меркель и Уинстоном Черчиллем. Кроме того назначение бывшего министра внутренних дел на премьерскую должность почти однозначно следует воспринимать как конец периода разногласий внутри британских консерваторов.
Новый премьер пообещала реализовать выход Великобритании из Евросоюза. Очевидно, что новому главе правительства придется проводить с европейским руководством крайне сложные переговоры. Кроме того, брекзит предусматривает ряд сложностей а внутри Великобритании. Вместе с тем большинство представителей экспертной среды соглашается с мнением о том, что позиция Великобритании по важным для Украины вопросам останется неизменной.
Уже сейчас британские обозреватели констатируют очевидное лидерство Терезы Мэй среди политиков женского пола, что дает основание называть премьера новый Маргарет Тэтчер. Сравнение бывшего главы МВД с «Железной леди» всей Британии стало довольно популярным. Мэй также характеризуется как политик жесткий, настойчивый, упрямый и в некоторой степени замкнутый. Очевидно, что в непростое для государства время совокупность этих личностных качеств создает положительный образ Мэй.
Один из британских чиновников в комментарии европейской редакции издания Politico заявил, что на каждую должность своего кабинета Тереза Мэй будет набирать «лучших людей». Это значит, что кумовства, которое замечено за Давидом Кэмероном, ожидать не следует. Бывшие коллеги нового главы правительства характеризуют ее только с хорошей стороны – как человека работящего, который всячески поддерживает людей, завоевавших ее доверие.
Несмотря на то что по брекзиту Мэй придерживалась умеренной негативной позиции, решение, принятое британцами на референдуме, политик обещает реализовать. Примечательно, что глава правительства намерена добиваться для Лондона максимально выгодных условий. Непосредственная процедура выхода Великобритании из Евросоюза начнется в следующем году, поскольку сторонам предстоит выработать стратегию.
В комментарии изданию «Апостроф» Евгений Ярошенко, аналитик Международного центра перспективных исследований, указал на главные задачи Мэй в первое время. Он убежден, что именно переговоры с Брюсселем следует рассматривать как одну из главных задач нового премьер-министра. Вторым серьезным вызовом являются переговоры с Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. Известно, что большинство жителей этих частей Великобритании на референдуме высказались против брекзита и сейчас заявляют о намерении на плебисците обсудить вопрос возможного выхода из состава Соединенного Королевства.
По мнению Евгения Ярошенко, если судить по тяжести заданий, которые предстоит выполнить политику на Даунинг-стрит, Терезу Мэй можно сравнить только с Уинстоном Черчиллем. Судьба определила новому премьеру роль своеобразного кризисного менеджера в крайне сложный для Великобритании период. Со времени завершения Второй мировой войны теперешний этап можно назвать самым сложным для Лондона.
Брекзит в приоритете, другие вопросы пока не важны.
В том, что Лондон на протяжении ближайшего времени будет вносить кардинальные изменения во внешнюю политику, эксперт сомневается. Ярошенко убежден, что на фоне постбрекзита активные шаги на других внешнеполитических направлениях Лондон делать не будет. Вряд ли Великобритания пожелает активно включаться в процесс урегулирования украинского, сирийского или любого другого международного кризиса.
В отношении России позиция Лондона, скорее всего, не изменится. Тем не менее в обозримом будущем Британии придется начинать поиск новой идентичности. Эксперт допускает, что Лондон может взять курс на сближение с Вашингтоном. В любом случае размещение дополнительного батальона НАТО на территории Эстонии под британским командованием свидетельствует о том, что руководство страны трансатлантической безопасности уделяет много внимания.
Александр Хара, эксперт организации «Майдан иностранных дел», также главным заданием для нового британского премьера называет практическую реализацию брекзита. В то же время аналитик сомневается, что в отношении Украины Великобритания поменяет свою позицию, поскольку это государство не является тем кораблем, который может резко разворачиваться и брать противоположный курс.
Известная британская пословица гласит, что у Британии есть только постоянные интересы, но нет постоянных союзников. На данном этапе британские интересы совпадают с интересами украинцев. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы заставить Россию выполнять формальные и неформальные международные договоренности.
Право голоса в Евросоюзе Великобритания уже практически потеряла, поэтому позиция Терезы Мэй кардинально на европейские перспективы Украины влиять не будет. Тем не менее, Великобритания остается важным игроком в составе Североатлантического альянса и других союзах, а также программах и кампаниях за рамками Евросоюза.
В контексте международного сотрудничества следует отметить, что Тереза Мэй демонстрирует решительную позицию противодействия терроризму. К примеру, в прошлом году действующий британский премьер заявила, что Израиль имеет полное право защищать собственных граждан от террористических актов. Учитывая создавшиеся условия, можно назвать Мэй противником сепаратизма. Комментируя расследование смерти в Лондоне Александра Литвиненко, Мэй выступила с критикой в адрес Москвы. Совокупность этих обстоятельств создает хорошие предпосылки для будущего тесного сотрудничества Лондона с Киевом.