Великобритании предстоит выйти из ЕС, при этом максимально сохранив экономические связи с ним – в этом страна может ориентироваться на Турцию, Швейцарию. Норвегию, или на нормы ВТО. Более детально о том, как Великобритания может сотрудничать в экономической сфере с Европейским Союзом после выхода из союзного образования европейских государств, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Основной задачей нового британского премьера Терезы Мэй станет, по мнению Deutsche Welle, обеспечение выхода страны из ЕС, выполняя тем самым волю граждан Великобритании. Одновременно с этим она также должна будет договориться с Брюсселем относительно сохранения как можно более тесных экономических связей с Евросоюзом. Здесь британское правительство может воспользоваться опытом Турции, последовать примеру Швейцарии или Норвегии, или же сделать основной упор на нормы ВТО. Естественно, у каждой из этих моделей торгово-экономического взаимодействия с Европейским Союзом есть своя собственная специфика.
Норвежский вариант.
В настоящий момент наиболее тесно с ЕС и с его рынком связаны Норвегия, Лихтенштейн и Исландия. Наряду со Швейцарией, эти три страны являются членами Европейской ассоциации свободной торговли. Помимо этого, они входят (уже без Швейцарии) в Европейскую экономическую зону, где действуют 4 ключевые свободы, имеющие для ЕС принципиально важное значение: свобода передвижения капитала, свобода передвижения трудовых ресурсов, свобода передвижения товаров, свобода передвижения услуг.
Помимо этого, Норвегия еще и принимает участие в ряде политических форматов ЕС, и в результате эта страна является наиболее близким партнером Евросоюза – нередко отношения Осло с ЕС характеризуют как "получленство". В частности, Норвегия переняла около ¾ принятых в ЕС законов, однако жители страны уже дважды высказывались на референдуме против вступления страны в Европейский Союз, стремясь тем самым защитить национальные рыболовство и сельское хозяйство.
Норвежская модель смогла бы обеспечить Великобритании после выхода из ЕС максимально возможный доступ к рынку Евросоюза, однако для Лондона данный вариант неприемлем с политической точки зрения – ведь страна выходит из ЕС как раз из-за нежелания британцев следовать предписаниям и законам, исходящим из Брюсселя. Кроме того, Норвегия признает свободу передвижения граждан Евросоюза, тогда как жители Великобритании голосовали за выход из Евросоюза из-за желания прекратить, или хотя бы ограничить поток мигрантов. Сомнителен данный вариант для Великобритании и с финансовой точки зрения.
Швейцарский вариант.
Швейцария сотрудничает с ЕС на условиях менее углубленной зоны свободной торговли, чем Норвегия. В значительной степени здесь обеспечены свобода передвижения трудовых ресурсов и товаров, тогда как в аграрной сфере присутствуют определенные ограничения. Спецификой взаимоотношений Швейцарии и ЕС в экономической сфере является значительное количество двусторонних договоренностей, прописанных в примерно 120 соглашениях.
Впрочем, данная громоздкая система является достаточно неэффективной, и поэтому эксперты сомневаются в том, что Брюссель будет предлагать Великобритании швейцарскую модель. Кроме того, у этой модели, с точки зрения Лондона, есть явный изъян – ведь Европейский Союз предоставил Швейцарии ограниченный доступ к собственному рынку услуг – речь идет как об аудиторских или юридических услугах, так и о банковских.
Турецкий вариант.
Между Европейским Союзом и Турцией таможенный союз действует на протяжении последние 20 лет. Данный союз является гарантией свободного передвижения большей части товаров. На льготных условиях осуществляется торговля сталью, углем и аграрной продукцией, но это все прописано в отдельных соглашениях. Если рассуждать с точки зрения Великобритании, то преимуществом таможенного союза является отсутствие свободного передвижения трудовых ресурсов, а также не предусматривает никаких финансовых взносов.
Однако для Лондона у такой модели есть и достаточно серьезный изъян – предоставляемые привилегии в торговле не распространяются на сферу услуг, а также не обеспечивают свободу передвижения капитала. При этом стоит учитывать, что Брюссель может сам не согласиться на такой вариант сотрудничества, поскольку Европейской Союз очень редко прибегает к этому формату – в частности, помимо Турции, он действует только лишь с Сан-Марино и с Андоррой. Анкаре Брюссель предложил этот вариант на фоне начавшихся переговоров о возможном вступлении Турции в ЕС.
Сотрудничество на условиях ВТО.
Великобритания и ЕС, скорее всего, выработают в ходе переговорного процесса какую-то новую модель взаимодействия в экономической сфере. Если же такой модели так и не будет выработано, стороны всегда смогу отойти на те рубежи, которые определены правилами ВТО. При таком варианте британский бизнес на рынке Евросоюза будет иметь такие же права, как, например, новозеландские компании. Аналогичными будут и таможенные пошлины. Однако есть проблема – выйдя из ЕС, Британия автоматически выйдет и из ВТО, поскольку вступала страна в организацию также в автоматическом порядке как представитель Евросоюза – впрочем, все это можно уладить, было бы соответствующее желание.