Позавчера, 15 июля, информационное агентство ТАСС, сославшись на свои источники в российском МИД, сообщило, что шестичасовые переговоры главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова и американского госсекретаря Джона Керри были прерваны на неустановленный срок. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода» отмечают, что после непродолжительного перерыва их возобновили, о чем на своей странице в соцсети Facebook написала Мария Захарова. Прошло еще шесть часов, и появилась информация о завершении переговоров. Судя по тому, как на встречу Лаврова и Керри прореагировали западные аналитики, хронология проведения консультаций является единой утвержденной протоколом деталью, которая касается посещения Москвы руководителем американского МИД.
Согласованные условия перемирия в Сирии пока не выполнены, поддерживаемая правительством армия не перестает наступать на Алеппо и объединения оппозиции, а передачу самых необходимых предметов в населенные пункты сопровождают большие перебои. К тому же у специального посланника ООН в Сирии, представителя Италии Стаффана да Мистуры нет возможности облегчить гуманитарную ситуацию или убедить представителей правительства и оппозиции возобновить переговорный процесс в Женеве касаемо будущего политического устройства своей страны и перехода к нему, который, согласно плану, должен начаться не позднее первого числа следующего месяца.
Очевидно, учитывая такую невеселую обстановку, американский госсекретарь Джон Керри уже второй раз в текущем году посетил Москву для проведения встречи с российским президентом и главой российской дипломатии. Чем он руководствовался?
На официальном уровне известно о попытке Вашингтона наладить с Москвой масштабное сотрудничество в военно-промышленной сфере по Сирии. Кроме того, американская сторона хочет обменяться разведывательными данными, которые касаются расположения формирований исламистских группировок. Некоторые источники и вовсе предположили, что США хочет провести с Российской Федерацией совместные боевые операции, разрабатывать которые, как ожидается, поручат единому командному штабу.
Уже давно известно о нанесении российской авиацией ударов по сирийским партизанам с прозападной позицией гораздо больше, чем по запрещенной в той же России террористической организации ИГ. Кремль уже нашел оправдание таким действиям и заявил, что его летчики работают вслепую и не знают, на кого в действительности попадают бомбы. Далеко идти за примером не нужно – когда до начала визита Керри оставалось два дня, российская авиация совершила рейд на место нахождения повстанцев, поддерживающих политику Запада, вблизи границы с Иорданией.
Может ли быть такое, что Керри поехал предлагать России ресурсы военной разведки США в обмен на ненадежных корректировщиков из Сирии? Или, возможно, речь идет об обмене на ресурсы, благодаря чему госсекретарь США надеялся, что Путин пообещает ему убедить Асада на некоторое время остановить воздушные операции и разблокировать перевозки гуманитарных грузов сейчас, когда его армия почти завершила окружение Алеппо? По словам представителей американского внешнеполитического ведомства, в России то и дело, не без притворства, жалуются, что у них нет значительного влияния на Асада.
Размышляя над причинами, побудившим Кремль пригласить госсекретаря, Фред Вир, ранее московский корреспондент Christian Science Monitor, а сейчас блогер портала The Wire, раскрывающего военно-политическую проблематику, провел опрос аналитиков и приводит мнение, которое сложилось в их сообществе: приезд Керри в Россию означает, что он был вынужден признал ошибочность линии, которой ране придерживалась его администрация. Напомним, официальный Вашингтон заявлял, что действия Путина ведут к усугублению сирийской проблемы, но никоим образом не решает ее. Поэтому то, что Джон Керри все же посетил Москву, стало косвенным подтверждением заявления Кремля о том, что оппозиция Сирии никогда не сможет свергнуть Асада и что его в принципе нет смысла свергать, поскольку не от него исходит подлинная угроза Западу, а от тех, с кем он воюет.
Безусловно, поводом для наибольшего удовлетворения РФ является молчаливое согласие госсекретаря с тем, что, кроме договоренности с Москвой, другого способа решить кровавую неразбериху, которая царит в Сирии, не существует. Отметим, что Фред Вир увлечен внешней стороной визита Керри, пиаром, его не занимает вопрос сущностный: нужно ли Америке и России координировать свои военные мероприятия в Сирии сверх того, чтобы предупредить столкновения собственных самолетов? Является ли справедливым утверждение, что друг без друга, в одиночку, им с исламистами не совладать, даже если они начнут бороться с ними вплотную, а не спустя рукава? В более общем плане «Америка и Россия, выступив единым фронтом против ИГ, вряд ли приблизят дипломатическое урегулирование гражданской войны в Сирии», считает бывший американский посол в Дамаске Роберт Форд – человек, которого Обама назначил на свой пост, но потом у которого появились идейные разногласия с президентом.