Руководитель Центра Анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, являющийся также одним из авторов книги "Турецкая военная машина: сила и слабость", еще только готовящейся к публикации, объяснил, как попытка госпереворота в Турции скажется на Российской Федерации. Более детально мнение Пухова о том, как попытка путча в Турции может сказаться на России, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Руслан Пухов в интервью изданию "Коммерсантъ" заявил, что когда в СМИ появились сообщения о попытке госпереворота в Турции, ни он сам, ни его коллеги не были удивлены данной информацией. При этом эксперт отметил, что еще 16 июля он предположил: попытка переворота закончиться провалом, и шансы на удачный исход – один из ста. Пухов объяснил, что в кризисные моменты в Турции армия всегда брала ответственность на себя – так было и в 1960 году, и в 1971, и в 1980 году. В 1997 году в стране также происходили важные события – тогда военным удалось добиться смещения правительства Неджметтина Эрбакана.
Но после того как к власти пришел Реджеп Эрдоган, он принялся методично "защитить" армию от нелояльных людей – причем, не от нелояльных лично ему, а просто от тех, кто был чужд ему по взглядам, от сторонников светской модели страны по предложенной Ататюрком модели. Процесс "зачистки" продолжался на протяжении последних 10 лет – на позиции смещенных людей Эрдоган ставил либо выходцев из спецслужб, либо людей, которые были преданы лично ему. Одновременно с этим в армии принялись весьма решительно насаждать нормы ислама. Ранее не кушающий свинину и не пьющий виски турецкий военный – это было редкое исключение из правил, однако сегодня ситуация кардинально изменилась. Иными словами, Эрдоган не сидел, сложа руки, после прихода к власти, и поэтому его победа является закономерной.
Сторонники Реджепа Эрдогана – это достаточно сплоченная группа, тогда как его противники разобщены.
Говоря о других причинах, по которым заговорщики потерпели, в конечном итоге, поражение, не сумев довести свой замысел до логического завершения, Пухов рассказал, что сторонники нынешнего президента Турции – это весьма сплоченная группа: считается, что Эрдогана поддерживает примерно 50 процентов турецких избирателей, тогда как его противники разобщены, и это, можно сказать, разные люди.
Не стоит также забывать, что турецкая армия, начиная с 80-х годов прошлого столетия, изменилась, причем изменилась довольно серьезно. В настоящее время армия в Турции – это уже далеко не та монолитная структура, все члены которой имели одинаковые взгляды на мир. Сегодня турецкая армия является разнородной, прежней монолитности уже нет. Следует также отметить еще один, весьма важный момент – сотрудники спецслужб и политики всегда оказываются в более выгодном положении в сфере внутренней политики. "В короткую" военные действительно могут переиграть всех, однако в длинном забеге в политической жизни они, конечно же, уже не столь сильны, можно даже сказать – слабые.
Объясняя, каких действий теперь следует ожидать от Реджепа Эрдогана, Пухов предположил, что президент Турции, с одной стороны, может праздновать победу, поскольку попытка переворота так и не удалась. Одновременно с этим он начнет жесткое преследование своих оппонентов. С другой стороны Реджеп Эрдоган прекрасно понимает, что сегодня в турецком обществе существует раскол. Он понимает, что даже неудачная попытка переворота наглядно демонстрирует: нынешняя политика Анкары, как внутренняя, так и международная, поставила Турцию на грань гражданской войн, фактически доведя страну до катастрофы.
Сейчас можно констатировать, что Турция на какое-то время выбывает из геополитической игры – она пока не будет здесь игроком. Пока неясно, на какое время страна выпадает из геополитики – на 17 месяцев, или, например, на 3 года. Когда в стране мятеж, пускай даже и неудавшийся, то президенту этой страны уже явно не до вторжения в Сирию, обещанного ранее, как и не до финансовой поддержки украинской армии, не до поддержки крымских татар. Помимо этого, Эрдогану будет уже гораздо сложнее поддерживать Азербайджан, пакостя тем самым Арсении. Также турецкому лидеру теперь будет гораздо сложнее засылать своих агентов на Северный Кавказ – ведь если об этом узнают российские спецслужбы, то ответ Москвы будет достаточно серьезным.
Попытка переворота должна сделать Эрдогана сговорчивее – Пухов.
По мнению Пухова, после попытки путча, и Эрдоган, и его люди, должны стать более сговорчивыми, в том числе и в вопросах, касающихся российских проектов. Турция на протяжении многих "кошмарила" ЛУКОЙЛ, вынудив руководство данной компании принять решение об уходе с турецкого рынка. Также Анкара шантажировала компанию "Газпром", и держала в напряжении российских атомщиков, несмотря на то, что по строительству атомной электростанции "Аккую" Российская Федерация предложила самые льготные в мире условия, когда российская сторона должна вкладывать миллиарды, а деньги получать она будет потом, уже после того, как начнется производство электроэнергии.
Если в известном романе Ильфа и Петрова монтер Мечников настоял на принципе "утром деньги – вечером стулья", то в данном случае Эрдогану удалось продавить принцип "утром стулья – вечером деньги". Более того – турецкая сторона вообще могла оставить Россию без денег. Анкара постоянно играла на нервах Москвы, однако сегодня турецкому руководству будет уже явно не до этого.