Успех переворота способен привести к образованию в Турции авторитаризма нового толка. Как написал в своей статье Мустафа Найем, он понимает радость большинства наших сограждан от вероятного прихода к власти военных в Турции. Но он был бы очень аккуратен в параллелях.
«Думайте и разбирайтесь. Проблема в том, что переворот в Турции (либо его попытка – время покажет) - это еще один пинок по политике Европейского Союза. Противостояние Тайипа Эрдогана с военными несет куда более углубленные, сложные и неоднозначные корни», - пишет он.
В эти дни три года назад автор провел в Стамбуле близко недели, подготавливал большой аналитический материал для издания zn.ua. В государстве уже на тот момент назревал существенный конфликт между армейским сословием и режимом Тайипа Эрдогана.
Проблема в том, что в годы юности Эрдоган закончил религиозный лицей имамов-хатыбов, длительный срок находился в составе впоследствии запрещенной исламистской Партии благоденствия. Правда, в более поздние сроки религиозные взгляды Тайипа Эрдогана были скрыты под умеренно-консервативной идеологией, созданной им Партии справедливости и развития.
Настоящие цели Эрдогана проявились в годы его нахождения на должности премьера, когда произошло прямое противостояние новых властей с военными. В самой действительности это являлась борьба между религиозной Турцией Эрдогана и доктриной светской страны Кемаля Ататюрка.
Проблема в том, что согласно доктрине Кемаля Ататюрка, упразднившего монархию при помощи штыков солдат, именно военные обязаны были предоставить гарантии невмешательства религиозных руководителей и общин в дела государства.
С появлением у власти Тайипа Эрдогана влияние военных начало понижаться. Почувствовав неладное, армейские генералы вступили в открытые военные действия с Эрдоганом и его исламистской доктриной. Состязание светских военных за влияние продлевалось недолго. Точку в их непокорности продемонстрировал референдум 2011 года, по результатам которого влияние военных на общественную и политическую жизнь было существенно ограничено. (Кроме этого была отозвана юридическая неприкосновенность организаторов государственного переворота 1980 года).
Изменения имели направления на приведение конституции Турции к соответствию со стандартами Европейского Союза! Правящий класс имел надежду, что реформа конституции способна ускорить процесс принятия Турции Евросоюзом. Подобным образом, подспудно смещению военных с политической арены и, как результат, повышению религиозных настроений провоцировал и Европейский Союз.
Исторически европейцы оценивали большое влияние военнослужащих на жизнь государства критично, и одним из выражений политики Эрдогана по ликвидации военного сословия являлась европеизация мусульманской Турции.
Что является интересным, курды референдум 2011-го года попросту проигнорировали. В настоящее время курдов фактически в открытую поддерживает Российская Федерация. И нынешний переворот в Турции цивилизационно и исторически выгоден именно Москве. Проблема в том, что с правительством сделают военные - отдадут просвещенной светской элите, как такое было при Ататюрке, либо закроют все на себе, что неоспоримо подтолкнет к авторитаризму другого толка.
«Думайте и разбирайтесь», - заключил Мустафа Найем.