Когда в медийном пространстве Украины обсуждают вероятную роль неких «патриотов», которые откинут легитимную власть и установят свое правление в государстве. Это смотрится всего лишь теорией, схемой, которая способна никогда не быть вдохновлена в жизнь.
Прошедшей ночью в Стамбуле и Анкаре мы могли увидеть настоящее лицо военного переворота. На улицах военная техника, взрывы, бомбежка, настоящие бои в центральных районах крупных городов, граждане, которые с голыми руками бросаются на танки и бронетранспортеры. А самое основное – полное непонимание. Никому в Турции не известно, что будет после военного переворота – если он увенчается успехом. Планы «патриотов», что они готовят государству? Так каждый человек в Турции становился заложником не собственного своего голоса, не своего представления о перспективе – а грубой силы. Про это для Радио Свобода рассказал Виталий Портников.
Могут говорить, что в Украинском государстве правительство также менялась в итоге протестов. Но сила Украинского государства – в том, что такие протесты были народными и их участвующие не свергали, а обороняли демократию. В 2004 году участники первого Майдана смогли отстоять право народа на честные выборы. В 2013-2014 году участники следующего Майдана защищали право населения на выбор курса развития государства и наказания тех, кто использует силу к безоружным манифестантам. В обоих вариантах Вооруженные силы Украинского государства не вмешивались в осуществляемое на улицах столицы. В обоих случаях актуальны для государства решения принимала не армия, не улица, а парламент. Избранный населением парламент. Мы могли видеть то, что произошло с помещением парламента Турции. Путчисты всегда ненавидят народовластие.
В нашем государстве настоящая война стартовала только после вмешательства сил оккупантов. А почему? А потому, что в самой Российской Федерации решения зависели только от позиции армии, а не от позиции граждан и политических элит. В 1991 году, в процессе августовского путча, армия, которой управляло СССР вывели на улицы столицы России, предпочитала сохранять нейтралитет, не пожелала стрелять в народ.
Сила Украинского государства – в верховенстве права и гражданина. В том, что решать способен народ, а не армия. Слабость Российской Федерации – в том, что все решает армия и специальные службы, а не никак не народ. Именно по этой причине Украинское государство занимает свою достойною ступень в семье европейских демократий, а Российская Федерация все больше склоняется к диктатуре и крушению.
После поражения путча в Стамбуле и Анкаре Турция также приблизилась к успеху демократической модели. Ее население убедились, что перспектива государства зависит не от силы вооружений, а от силы закона и представительных институтов. И это – в самой действительности выдающееся достижение.