Россия отказывается возвращать турецкий импорт сельхозпродукции на свой рынок, и это наглядный урок для наивных европейцев, призывающих отменить санкции против России, что получить в ответ отмену «контрсанкций». Своим мнением по данному вопросу поделился экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков, передает издание «Биржевой лидер».
Как отмечает эксперт, в последние дни поступает так много шокирующих новостей из разных точек планеты, что комментарий по теме российских контрсанкций в отношении западной сельхозпродукции может показаться незначительным или неуместным. В той же Турции сейчас происходят куда более важные события, чем торговля овощами и фруктами. Однако на самом деле суть не в этом, а в, пожалуй, ключевой проблеме взаимоотношений между Россией и Евросоюзом последнего времени – санкциях и, соответственно, «контрсанкциях».
В то время как президент Путиным впервые ввел эмбарго на импорт продуктов питания для многих западных стран (в том числе Евросоюза) в августе 2014-го, это решение преподносилось общественности в качестве вынужденной ответной меры – реакции на ввод санкций против РФ Брюсселем. Из-за этого многие европейцы, в том числе фермеры, а также политики и простые «люди доброй воли» искренне продолжают рассчитывать, что стоит только отменить антироссийские санкции, как в Москве сразу же снимут эмбарго, что откроет вновь российский рынок для фруктов из Греции, молока из Франции, сыров из Италии и ветчины из Испании. Именно поэтому эти европейцы периодически так или иначе призывают свои правительства положить конец санкционной войне.
Эксперты же предупреждают, что фактически Кремль добивается от Брюсселя отменить санкции в одностороннем порядке, потому что не собирается отказываться от своего продовольственного эмбарго. Это совсем не «ответная мера», а прикрытая вывеской «контрсанкций» последовательная политика протекционизма, направленная на защиту своих аграриев от конкуренции из-за рубежа, которая со всей определенностью наступила после вступления России в ВТО. Как отмечает Гурков, важно отметить, что широкомасштабное применение такой политики началось еще с января 2014 года. Тогда Россия воспользовалась отдельными случаями обнаружения африканской чумы у свиней в Польше и странах Прибалтики и сразу же полностью запретила импорт свинины сразу из всех стран Евросоюза.
Теперь Москва преподносит наивным европейцам урок на примере Турции. На прошлой неделе российский министр сельского хозяйства А. Ткачев, побывав на совещании у президента страны, минимум дважды сделал важное заявление которое, впрочем, утонуло в потоке более важных мировых новостей о трагедии в Ницце, а затем и о событиях в Анкаре и Стамбуле. Но говорил Ткачев важное: российское правительство в ближайшее время не планирует отменять продовольственные ограничения в отношении Турции.
Казалось бы, странно, ведь после того, как турецкий президент Эрдогана прислал в адрес Путина письмо, которое было расценено в качестве извинения за сбитый бомбардировщик, двусторонние отношения между странами начали исправляться. По распоряжению Путина началась подготовка к возобновлению двустороннего делового сотрудничества, в планы попала встреча лидеров двух государств. Немаловажно, что в Москве заявили об отмене применения такого сильного оружия, как запрет на полеты туристов в Турцию, что в определенной мере поставило под вопрос протекционистские интересы по дотационному Крыму. При всем при этом по вопросу фруктов и овощей, как можно теперь увидеть, Кремль на уступки идти не собирается, как говорится: дружба дружбой, но помидоры врозь.
Важно, что российский министр и не пытался делать вид, что запрет на турецкий импорт продовольствия – это наказание за убитого российского летчика. Было сказано достаточно определенно: эмбарго сохраняется, потому что сотни сельхозтоваропроизводителей по всей России уловили и поверили в сигнал правительства о насыщении российского рынка продукцией собственного производства.
После всего это, отмечает Гурков, остается верить, что европейские фермеры и заботящиеся об их интересах политики поймут – Москва всячески будет приветствовать их стремление отменить антироссийские санкций, однако в ответ свое собственное эмбарго не отменит. Не стоит надеяться. А российским гражданам придется смириться с тем, что они долго еще не увидят турецкие овощи и фрукты, европейские сыры и ветчины и прочую зарубежную еду. Но и за отечественную продукцию придется переплачивать, потому что ограничение конкуренции никогда не приводит к снижению цен и росту качества, резюмировал эксперт.
Эксперты «Биржевого лидера» напоминают, что продовольственные санкции в отношении западных государств были введены в августе 2014 года, сроком на год, в ответ на западные санкции за агрессивную внешнюю политику Кремля. При этом прозвучавшая формулировка содержала стремление российского руководства к «импортозамещению». Уже это вызвало тогда вопросы, поскольку, если российская сторона собиралась снимать санкции по истечении года, и даже, возможно, и раньше, как давали понять в Москве, то как в таких условиях можно продвигать «импортозамещение» – программу, требующую не одного года тщательной работы? В настоящее время санкции России продлены.