Недавняя попытка военного переворота в Турции некоторых экспертов заставила вспомнить украинские события 2013-2014 годов. Удержаться при власти турецкому президенту, в отличие от украинского коллеги, помогла предварительная делегитимизация институтов, способных на его смещение. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану удалось остаться при власти и подавить попытку государственного переворота. В редакционной статье журналисты «Независимой газеты» пишут, что в российском сегменте социальных сетей эти события вызвали ассоциации со смещением с президентской должности Виктора Януковича. Пользователи публикуют фотоснимки озадаченно беглого украинского экс-президента с шутливой надписью «А что, так можно было?».
Пользователи имеют в виду, что Янукович в свое время не додумался применить против демонстрантов на Майдане силовой разгон. Кстати, в России многие эксперты и представители государственной власти, анализируя события начала 2014 года в Украине, задаются тем же вопросом. Они не могут понять, почему на силовой разгон Янукович не пошел и перед лицом очевидной опасности вел себя непростительно мягко, выбрав бегство вместо борьбы.
В многих странах с молодой традицией народовластия, в число которых входят Украина и Турция, присутствует определенный инструмент, выступающий периодически символическим защитником демократических ценностей и достижений. В украинском случае, начиная с 2004 года, таким инструментом является Майдан. Массовые протесты для украинцев являются способом публично продемонстрировать свое недовольство.
Инструментом Майдана в 2004 году воспользовалась общественность, которая выступила против фальсификации на выборах, последующие события вошли в историю как Оранжевая революция. Отказ экс-президента Януковича от евроинтеграционного вектора стал причиной Евромайдана, который затем трансформировался в Революцию достоинства. В 2007 году, когда Янукович находился в оппозиции, сторонники Партии регионов также воспользовались этим инструментом.
В украинском государстве Майдан выступает неформальным институтом, который не просто оказывает влияние и давление на власть, но и легитимизирует, а также контролирует руководство в стране. В свое время необходимых мер для противодействия потенциальным массовым протестам Янукович не принял. Не позаботившись об ограничении свободы собраний, он не упразднил Майдан. В итоге этот институт сработал, результатом стала делегитимизация самого беглого президента.
Аналогом украинского Майдана для Турции является армия. В государстве военные считаются хранителями светских демократических традиций, которые в свое время установил еще Ататюрк, борец за независимость и первый президент Турции. В качестве одной из главных угроз для государства Ататюрк определил исламизм. Армия решительно вступала в политическое противоборство в ситуациях, когда заигрывание власти с исламизмом становились слишком опасными.
Эрдоган заранее позаботился об устойчивости власти.
В отличие от бывшего украинского президента, современный турецкий лидер заранее принял все необходимые меры для ослабления института, применение которого в перспективе могло стать способом делегитимизации правящей элиты. Известно, что недавно ряд оппозиционно настроенных к президенту генералов покинул ряды армии, некоторые особо строптивые офицеры оказались за решеткой. Руководство вооруженными силами президент составил из лояльных людей.
В результате Эрдогану удалось достичь ослабления давнего армейского инстинкта противостояния исламской политике руководства страны. Сохранился инстинкт преимущественно на уровне полковников. После недавнего неудачного переворота состоялись масштабные чистки и на этом уровне. Поэтому значительная часть вооруженных сил, а также правоохранительные органы при мятеже выступили в поддержку президента Эрдогана.
Еще одним принципиально важным моментом который помогает сохранить власть, является сопротивляемость элит попыткам государственных переворотов. Достичь такого результата помогает наличие сознательных бенефициаров официальной политики. Для этого необходима активная часть общества, представители которой при необходимости будут сохранять верность президенту даже в самых сложных обстоятельствах – выходить на улицу, игнорировать введенные мятежниками правила, буквально ложиться под танки. Желательно, чтобы такие люди были в столице страны.
Такую группу активистов Эрдогану удалось найти. Выход этих людей на улицы действует на противников власти как провоцирующая красная тряпка, в результате неизменно возникает столкновение с кровопролитием. При таком ходе событий выступление против властной элиты теряет смысл и легитимность. Когда ночью на субботу информационные агентства передали информацию о гибели мирных граждан и полицейских на мосту через Босфор, стало понятно, что военный переворот обречен на поражение.
Верных до мозга костей граждан у Януковича не было, в критический момент защищать власть никто из киевлян не вышел. Пресса не обеспечила бывшему украинскому президенту преимущество в вопросе интерпретации событий. В итоге на «Беркут» обрушился народный гнев, а потенциальные защитники Януковича находились в Крыму и на Донбассе. Именно эти регионы затем охватила сепаратистская лихорадка, в них жители даже не планировали захват Майдана в Киеве с целью дальнейшего влияния на власть.