Политконсультант Тарас Березовец, являющийся президентом Фонда национальных стратегий, задается вопросом относительно того, вынудит ли недавняя попытка переворота президента Турции Реджепа Эрдогана уменьшить свой популизм. Более детально размышления Березовца по данному вопросу изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Тарас Березовец в статье, опубликованной изданием "Новое время", отмечает, что западные аналитики не зря проводили параллели между турецким и российским президентами Реджепом Эрдоганом и Владимиром Путиным. Оба главы государства опираются в своей политике на популистские лозунги и довольно часто потакают своим согражданам. Эрдоган в Турции является точно таким же эталонным популистом, каким в Российской Федерации - Путин.
Потепление в отношениях между Анкарой и Москвой было в значительной степени вызвано давлением, оказываемым на турецкого лидера бизнес-лобби страны. Турецкие бизнесмены встретились с главой государства в контексте проведения затеянной тем конституционной реформы. Бизнес-лобби в обмен на "правильное" голосование контролируемых им депутатов парламента потребовало от Эрдогана отказаться от политики вражды с Российской Федерацией. По сути, представители бизнеса потребовали, чтобы президент Турции обратился к президенту России и попросил мира. Торговая война с РФ обернулась для турецких компаний потерей десятков миллионов долларов. Дело здесь не столько и не столько в туристическом бизнесе, сколько в строительных и в пищевых компаниях, реализовывавших на российской территории крупные проекты.
Эрдоган является абсолютно циничным и абсолютно прагматичным политиком. От вражды с Россией он отказался. В данной ситуации турецкий лидер мог легко оправдать себя тем, что его после уничтожения российского штурмовика не поддержали не только страны Евросоюза, но и США. Неформально ряд лидеров европейских стран заявили президенту Турции, что они не будут выполнять своих союзнических обязательств перед его страной как членом Североатлантического альянса в случае, если Анкара развяжет крупномасштабный военный конфликт с Российский Федерацией.
Произошедшую в Турции попытку путча можно считать инициированной самим Эрдоганом – Березовец.
Все перечисленные выше события, как утверждает Тарас Березовец, привели к усилению антизападных настроений не только внутри турецких элит, но и у самого Эрдогана. Произошедшая в ночь на 16 июля попытка путча была, можно сказать, инициирована самим президентом страны. Все прекрасно знают, что Эрдоган хочет быть президентом в рамках модели, действующей в Соединенных Штатах, но при этом управлять страной он хочет, как президент Российской Федерации, то есть принимая самостоятельные решения, ни с кем не советуясь. Стремление Эрдогана реализовать соответствующую конституционную реформу натолкнулось на достаточно серьезное противостояние со стороны части политического истеблишмента Турции, поддерживаемой в первую очередь представителями старой элиты и армией. Ведь не зря не так давно в отставку с должности главы правительства отправили Ахмета Давутоглу, а на его место поставили Бинали Йылдырыма.
Эрдогану нужно было расправиться как раз с военной элитой, определявшей последние 93 года, с момента создания постосманской республики Ататюрком, курс государства, поскольку на пути задуманной нынешним турецким президентом конституционной реформы стояла именно военная элита. Эрдоган последние годы занимался планомерным уничтожением армии. К уголовной ответственности было привлечено более 300 крупных военных чинов: кого-то просто отстранили от должности, а кого-то отправили в места лишения свободы. В Турции даже горько шутили по этому поводу: мол, все, кого повышают от полковника до бригадного генерала, попадают автоматически в тюрьму.
После неудачной попытки госпереворота у Реджепа Эрдогана сразу же нашлись списки на тысячи неблагонадежных людей – одних только лишь судей после провала переворота было отстранено более 2 тысяч. Это говорит о том, что данные списки были составлены заранее, то есть турецкий лидер был готов к развитию событий по такому сценарию.
События, произошедшие в стране в ночь на 16 июля, не были постановкой – там действительно была попытка государственного переворота, однако военные, как оказались, взяли фальстарт. Вполне вероятно, что попытка переворота была стимулирована верными Эрдогану спецслужбами, чтобы произвести окончательную расправу над всеми оппонентами главы государства.
С учетом изменившегося курса Анкары в отношении Евросоюза можно не сомневаться, что Эрдоган с легкостью пойдет на восстановление в Турции смертной казни – он сам уже заявлял об этом. Если такое решение действительно будет принято, то оно автоматически выведет Турцию из группы стран, претендующих на членство в ЕС.
Одновременно с этим в Турции, скорее всего, примут конституционную реформу, но при этом мезальянс с Путиным не будет длиться долго, поскольку президенты обеих стран очень похожи между собой, а интересы Москвы и Анкары, сталкивающихся во многих регионах, слишком велики. Да и Вашингтон не допустит, чтобы этот мезальянс был длительным, ведь для Соединенных Штатов турецкий фактор является ключевым в вопросах обеспечения безопасности в Ближневосточном регионе.