Горячие Новости

Облако тегов

Как Киеву реагировать на «волынскую резолюцию» Сейма Польши

Как Киеву реагировать на «волынскую резолюцию» Сейма Польши

90-е годы прошлого столетия в Польше стали началом большой дискуссии о том, о чем при коммунизме говорить или вообще запрещалось, или сообщалось очень завуалированно. Жестокий расстрел польских офицеров силами НКВД в СССР, депортации, масштабное антикоммунистическое подполье и, конечно, волынская трагедия.

«Деловая столица» пишет, что непосредственно в социалистической Польше заложили бомбу с упомянутой Волынской трагедией. Тому подтверждение — именно польские посткоммунисты самыми первыми эксплуатировать начали тематику "возрождающегося украинского национализма", а сейчас с парламентской трибуны из уст польских депутатов всех политпартий слышно немало выражений родом из коммунизма: "бандеровцы", "преступная идеология","зверства националистов", а также "лживые отношения".

В 2009 году в Сейме Польши приняли резолюцию "о тяжелой судьбе поляков на восточных Кресах (восточные земли межвоенной республики)". В данном документе именно антипольская операция УПА - ОУН на территории Западной Украины названа "этнической чисткой с явными признаками геноцида". Похожего рода формулировку Сейм повторил еще и в 70-ую годовщину пресловутой Волынской трагедии, в 2013 году.

Волынская трагедия - важная часть польской политдискуссии в период 2009-2013 гг. Во-первых, это неплохая тема в любую минуту разочарования всей современной Украиной. Во-вторых, в это же самое время в Польше проходили дебаты о соучастии поляков в Холокосте — им трудно было согласиться с тяжелой ролью "народа-убийцы", нужна была большая политическая реакция. И в-третьих, В. Ющенко в последние дни на президентском посту присвоил звание Героя Украины С. Бандере.

"Украинская ловушка" каждой польской коалиции.

В Польше сейчас по "волынскому вопросу" вообще не осталось либералов. Это отчетливо показали июльские дискуссии в том же Сейме и Сенате. Именно с точки зрения представителей украинской стороны, все польские политпартии невероятно радикальны относительно Волынской трагедии. А вот с точки же зрения членов польской оппозиции — от либеральной до той же ультраправой — правящая политпартия "Право и справедливость", что называет событие "геноцидом" и устанавливает госпразднования по этому поводу — сдержанна.

В общем, т. н. сценография дискуссии мало как изменилась в последние годы. Правящие, хотя и осознают, что сделать должны жест именно в сторону консервативного электората, пробуют сгладить углы, ведь понимают, что Украина — весьма важный партнер для Польши. А вот оппозиционеры всячески использует такую "украинскую ловушку", в которую непременно попадает каждая из правящих в стране партий. И дает волю своим чувствам.

В принципе, такие слова никак не повлияют на конечную резолюцию парламентариев, но они звучат, и их авторы часто стараются сделать себе быструю политическую карьеру. Почему так вообще происходит и как Киеву с этим всем быть? Понять это помогает опыт польско-немецкого диалога по разным историческим вопросам. Германия, вместе с Россией и Украиной, — один из наиболее трудных соседей для Польши. Антинемецкие настроения во всем польском обществе активно использовали коммунисты для того, чтобы обосновать наличие в государстве советских войск: мол, когда от нас уйдут "Советы", то на нас немцы сразу нападут. Половина нынешней Польши пребывала в составе Третьего Рейха, а это означает, что половина поляков жила в немецких домах. Между Польшей и той же Германией до 90-х годов не было никакого договора о границе, что предоставляло почву для спекуляций разным реваншистам, отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".

Диалог на многие трудные исторические вопросы между германским и польским обществами начался в далеком 1965 году, когда епископы сказали: "прощаем и просим нас простить". Потом были громкие политические жесты, например, первого избранного демократическим путем польского премьера Т. Мазовецкого и канцлера ФРГ Х. Коля. Похожего рода жесты в деле примирения также делают польские и украинские иерархи и высшие политики. Но отчего результат иной?

Кроме многих жестов, в современном польско-немецком диалоге задействовали огромные усилия всевозможных неправительственных организаций. А между Украиной и Польшей первый большой конкурс на молодежные обмены объявили только несколько недель назад. В Польше много немецких бизнес-инвестиций. Также возрастает сумма украинских, но этот уровень не так критичен, чтобы всерьез польские политики боялись оттока сегодняшнего украинского капитала. Радикализм продолжает искать слабого. А Украина свои отношения с соседней Польшей выстраивала с позиции слабого. В особенности в гуманитарных вопросах, таких как история: Киев реактивно всегда отвечает на действия Варшавы, но никогда не задает повестку.

Но недавняя Волынская резолюция Сейма дает Киеву хороший шанс. Да, с точки зрения Украины это больная пощечина от парламентариев Польши. Но важно, чтобы Киев себя не поставил в позицию обиженного. Наилучшее оружие в этом случае — больше говорить о своей истории как о прошлом, в котором также было много страниц подлости. На самом деле в Украине еще мало сказано об отношении самих украинцев не только к полякам, но и к крымским татарам или евреям.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Фирташ Дмитрий Васильевич
Фирташ, Дмитрий Васильевич
Травиан (Travian)
Травиан (Travian)
Абрамова (Сафина) Алсу Ралифовна
Абрамова (Сафина) Алсу Ралифовна
7 февраля
7 февраля
Audi Q7
Audi Q7
Ford Explorer
Ford Explorer