Накануне исполнительный комитет МОК огласил свой вердикт, признанный компромиссным, и с явным облегчением воспринятый в российской столице. В то же время в американском антидопинговом агентстве сообщили, что встретили его с большим возмущением.
Таким образом, МОК переложил ответственность за окончательное решение на профильные спортивные международные федерации. В то же время подчеркивается, что у российской легкоатлетической сборной нет никаких шансов принять участие в грядущей Олимпиаде.
Российские средства массовой информации поспешили распространить, с плохо скрываемым злорадством, сообщение о том, что осведомителю Международного антидопингового агентства Юлии Степановой запретили принимать участие в Летних играх. Отмечалось в этой связи, что она в свое время не смогла пройти проверку на использование запрещенных медикаментов. Именно за нее весьма активно заступались представители USADA.
В то же время в целом позиция российских властей – одобрение решения МОК. В частности, глава национального олимпийского комитета Александр Жуков сообщил, что указанное решение является взвешенным и справедливым. Он указал – МОК не стал делать ничего, что могло бы повредить международному спортивному движению.
О своей благодарности Международному олимпийскому комитету поспешил заявить и глава российского спортивного ведомства Виталий Мутко. Также он выказал убежденность, что сборная Российской Федерации в любом случае достойно выступит в Рио-де-Жанейро, так как большинство атлетов сможет доказать свою порядочность без труда.
В спортивном сообществе РФ к вердикту МОК отнеслись по-разному. Валентина Родионенко, ведущий тренер гимнастической сборной России отметила, что это далеко не самый худший вариант из всех возможных. По ее словам, атлеты были готовы к реализации самого худшего сценария.
Госпожа Родионенко отметила также, что при запрете всей сборной Российской Федерации участвовать в грядущей Олимпиаде, в первую очередь удар был нанесен по тем спортсменам, которые добросовестно готовились к соревнованиям, не прибегая к помощи стимуляторов. Их абсолютное большинство, отметила деятельница. Родионенко указала, что, в целом произошедший скандал окажет большую услугу российскому профессиональному спорту и мировому движению.
В целом аналогичного мнения придерживается и Михаил Федотов, член совета, ведающего обеспечением прав человека, действующего при российском президенте. По его мнению, МОК руководствовался двумя принципами – презумпция невиновности и невозможность введения коллективной ответственности.
После этого господин Федотов предложил в будущем законодательно запретить использование запрещенных стимуляторов и более того – уличенных в этом спортсменов наказывать в уголовном порядке. При этом деятель указал, что следует ввести ответственность не только в отношении атлетов, но и тех, кто склонял их к использованию стероидов. Эксперт указал, что это решение будет верным ответом на претензии.
После решения по Смирновой, мало кто захочет становиться осведомителем WADA.
В то же время Елена Исинбаева сообщила, что вердикт является незаконным и возмутительным. По ее мнению, никто из спортивных функционеров РФ так и не встал на защиту ее прав.
Указывается, что в многочисленных выступлениях функционеров от российского спорта ни разу не упоминалось – основная претензия международной антидопинговой организации состояла в следующем – государство активно и систематически реализовывало допинговую программу.
Именно отсутствие в решении МОК указанных выше моментов и принудило USADA выступить с критикой в его адрес.
Руководитель американской антидопинговой организации Трэвис Тайгарт, поспешил опубликовать свое мнение по этому вопросу, согласно которому МОК не осмелился взять на себя ответственность за сложное решение, что в будущему приведет к хаосу и путанице.
Также отмечается, что осведомители, решившие рассказать о происходящем в российском спорте, проявили отвагу, и заняли принципиальную позицию в отношении неприятия государственной допинговой программы и общей закоррумпированности отрасли. И после всего этого, МОК решает допустить российскую сборную к соревнованиям в Бразилии, и отказывает Смирновой.
По мнению господина Тайгарта, решение МОК является нарушением прав добросовестных спортсменов. Деятель полагает, что ничем нельзя объяснить запрет для Смирной на участие в грядущей Олимпиаде. Он указывает – впредь многие спортсмены задумаются, перед тем как стать информаторами антидопинговой международной системы.
Передача же окончательного решения профильным спортивным организациям – это создание ситуации, которая приведет к очевидному конфликту интересов.
Свое недовольство решением Международного олимпийского комитета продемонстрировали и многие западные спортсмены. Вердикт показывает слабость нынешнего исполкома МОК и его нежелание портить отношения с РФ.
В частности, британская спортсменка Сюзан Эгелстафф полагает – решение МОК, по мнению многих ее фанатов и болельщиков, в целом порочит все мировое олимпийское движение. На протяжении нескольких лет уровень доверия к спортивным организациям и так был серьезно подорван. Вердикт МОК в отношении российской сборной еще больше повредит репутации большого спорта.
В то же время глава спортивного ведомства Британии Трейси Крауч, полагает, что итоги расследования свидетельствуют об очень серьезных нарушениях, и наказание должно быть намного жестче.