Смерть журналиста Павла Шеремета стала резонансным событием, она активно обсуждается общественностью как минимум трех государств. Украинские эксперты поделились собственным мнением о сторонах, которым выгодно громкое убийство журналиста. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фразу».
Правоохранителям предстоит дать ответ на вопрос о виновниках смерти Павла Шеремета. Глава украинской Нацполиции Хатия Деканоидзе назвала результативное расследование этого убийства делом чести для себя. Пока украинские правоохранители отрабатывают разные версии, эксперты озвучивают свои мнения. Журналисты поинтересовались мыслями людей, которые известны своим умением читать между строк.
Политолог, возглавляющий Институт глобальных стратегий, Вадим Карасев самой вероятной причиной убийства журналиста называет обличительные публикации с результатами журналистских расследований. Эксперт сообщил, что в Украине очень много знаковых журналистов, которые специализируются на политической тематике и больше подходят на роль сакральной жертвы, чем Шеремет.
Уверен политолог, что другие кандидаты были бы выбраны на роль сакральной жертвы и в случае попытки дестабилизации ситуации в Украине, и в контексте причастности к факту смерти журналиста россиян. Выбор жертвы Карасев считает также опровержением версии о попытке атаки на издание «Украинская правда», поскольку с УП журналист работает сравнительно недавно. Поэтому самым вероятным объяснением политолог называет именно журналистские расследования.
Карасев призывает почитать материалы, автором которых является Шеремет. К примеру, он вел журналистские расследования по событиям в Одесской области, освещал в прессе ход дела по «алмазным прокурорам» и ряд других скандальных процессов. По мнению эксперта, вполне вероятно, что Шеремет мог добиться результатов в проведении расследования, что фигурантам дела не понравилось.
Политический эксперт Сергей Быков определяет главной целью дестабилизацию ситуации, в этом случае убийство самого Шеремета имеет, скорее, второстепенное значение. Кроме того, злоумышленники планировали продемонстрировать неспособность украинских правоохранителей к реализации превентивных мер для недопущения террористических актов, которым Быков считает взрыв автомобиля с журналистом.
Эксперты-криминалисты утверждают, что взрывное устройство было заложено таким образом, чтобы, кроме водителя автомобиля, никто не пострадал для исключения случайных жертв из числа пассажиров. Из особенностей монтажа взрывного устройства эксперт делает вывод о том, что целью атаки и получателем «черной метки» был известный в украинском обществе человек, общественный деятель и журналист.
По мнению эксперта, украинским правоохранителям в ходе расследования дела следует обратить внимание на заинтересованные в смерти журналиста лица из числа украинцев. Быков напоминает, что непосредственно перед смертью Шеремет написал публикацию о развертывании в Украине национал-социалистического движения. В частности, журналист писал о неправомерных действиях воинов полка «Азов» и других «добробатов».
Также обращает внимание эксперт на то, что одним из знаковых явлений современной украинской реальности можно назвать огромное количество неконтролируемого оружия и взрывчатки. Быков убежден, что у людей, которые в свое время находились в зоне АТО, есть возможность получить и в дальнейшем задействовать взрывчатку. Кроме того, в материалах журналиста содержится информация об опасности, исходящей от добровольцев.
В то же время эксперт призывает подождать выводов от правоохранительных органов. Быков подчеркивает, что на данном этапе можно придумать огромное множество объяснений о финансовых разногласиях, журналистской работе или политическом заказе. Несмотря на большое количество возможных версий, обсуждать их нет смысла, поскольку каждая одинаково имеет право на существование и не может быть отброшена до получения первых официальных выводов следствия.
Политолог, возглавляющий Центр прикладных политических исследований «Пента», Владимир Фесенко версию об убийстве журналиста после опубликованного материала называет неправдоподобной. Эксперт подчеркивает, что каждый человек, который знал журналиста лично, может подтвердить отсутствие в Шеремете какой-либо агрессии. Убитый журналист не участвовал в политических и информационных войнах, не имел врагов и не публиковал материалы, которые могли бы стать поводом для расправы.
Надуманной Фесенко считает также версию о финансовых махинациях как о причине смерти Павла Шеремета. Политолог утверждает, что журналист был открытым человеком, и он лично никогда не слышал обвинений или подозрений в нечистоплотности Шеремета, поскольку покойный не проявлял склонности к полукриминальным методам по причине других жизненных ценностей.
Вместе с тем достаточно жизнеспособной Фесенко считает гипотезу об атаке на «Украинскую правду» или конкретно Алену Притулу. Кроме этого, эксперт признается в собственной нелюбви к конспирологии, но все же отмечает право на существование версии о причастности к делу российского следа и дестабилизации в качестве конечной цели действий злоумышленников.
В пользу правдивости этого объяснения, по мнению Фесенко, указывает комментарий пресс-секретаря российского МИД. Известно, что Мария Захарова после убийства Павла Шеремета назвала Украину «братской могилой для журналистов». Это заявление представителя российской дипломатии политолог называет кощунственным и циничным, а также допускает попытку Москвы воспользоваться смертью журналиста для дискредитации Украины.