В минувшую среду руководитель турецкого агропромышленного ведомства провел переговоры с министром сельского хозяйства Российской Федерации. В ходе общения стороны достигли договоренности проводить более тесное сотрудничество в своей сфере. Для закрепления отношений представительные делегации этих ведомств нанесут ответные визиты уже в ближайшие дни. Кроме того, известно, что турецкий лидер Эрдоган намерен встретиться в Путиным уже 9-го числа следующего месяца. С этой целью он прибудет в Российскую Федерацию. В этой связи германский информационный ресурс Deutsche Welle попытался разобраться, следует ли считать, что все разногласия, еще совсем недавно существовавшие между странами, удалось ликвидировать.
Анна Глазова из РИСИ полагает, что в целом несомненное улучшение межгосударственных отношений в настоящее время происходит. По ее словам, сближение началось еще до того момента, как в Турции была произведена попытка военного мятежа, приведшая к коренным изменениям в политической жизни страны. Специалист отмечает, что Кремль немедленно после того, как Эрдоган направил послание, в котором выразил сожаление по поводу сбитого российского военного самолета в конце минувшей осени, начал восстанавливать связи с Анкарой.
Кроме того, эксперт указывает, что после провалившегося мятежа власти Турции опосредовано исполнили и еще одно условие Путина – наказать летчиков, сбивших российский самолет. Они, как оказалось, имели отношение к готовившемуся, но неудавшемуся перевороту, напоминает Екатерина Сокирянская представляющая Международную кризисную группу. Также некоторые турецкие чиновники стали заявлять, что разрушению отношений с Москвой способствовали именно те люди, которые впоследствии устроили переворот.
Виктор Надеин-Раевский, эксперт в политике стран Каспийского и Черноморского регионов, отмечает, что жесткая реакция властей Турции на переворот также послужила на пользу потепления отношений с Россией. По его словам, западные цивилизованные страны в штыки восприняли отмену запрета на применение смертной казни и остро критикуют Эрдогана за его репрессивную политику. Там считают недопустимым вариант, при котором власти Турции стали массово увольнять с постов в сфере образования представителей интеллектуальных кругов. В итоге Анкара попала в изоляцию, и это подтолкнуло Эрдогана искать других союзников.
Как отмечает госпожа Глазова, испортив отношения с Европейским Союзом и Соединенными Штатами, Анкара сменила вектор своих внешнеполитических предпочтений. Это вылилось в стремительное потепление отношений с Россией и некоторыми странами Ближневосточного региона. Эрдоган восстановил добрососедские отношения с Израилем и, несомненно, работает над тем, чтобы сблизиться с нынешним правительством Египта. Столь же интенсивно трудятся турецкие дипломаты и в Тегеране.
Надеин-Раевский уверен, в свою очередь, что Россия может оказаться весьма надежной опорой для Турции на мировой арене. Не стоит исключать и того, что Анкара присоединится к ряду интеграционных проектов, таких как Евразийское экономическое сообщество или Шанхайская организация сотрудничества. Не стоит забывать, что турецкий истеблишмент прямо заявил – в перевороте были замешаны Соединенные Штаты. Отдаляясь от Вашингтона, Анкара попадает в объятия Москвы, полагает госпожа Сокирянская. По ее мнению, сейчас в Турции крайне разочарованы действиями США и Европейского Союза. Таким образом, гипотетическое сближение с РФ может быть использовано Эрдоганом для того, чтобы вести политический торг с западными странами.
Готов ли Эрдоган изменить свою позицию по вопросам, важным для Путина?
Тем не менее Надеин-Раевский уверен, что и в улучшении отношений с Москвой в Анкаре крайне заинтересованы. В первую очередь произойдет нормализация в экономической сфере, полагает он. Турции очень важно вернуть российских отдыхающих на свои курорты. Также не стоит забывать и об энергетике. Россия должна помогать строить новую атомную электростанцию, а кроме того, может быть разморожен и проект прокладки «Турецкого потока».
В то же время эксперт сомневается, что в нынешнем году поток туристов из РФ восстановится до докризисных размеров. В основном причина в том, что многие из них уже спланировали свои отпуска и вносить какие-либо изменения не собираются. Остальные же экономические проекты, скорее всего, будут восстановлены очень скоро – не исключено, что об этом Эрдоган и Путин договорятся на предстоящей встрече, полагает эксперт.
Как отмечает господин Надеин-Раевский, нормализация экономических отношений произойдет быстро. Проблемы могут возникнуть в политической плоскости. Стороны совершено по-разному относятся к украинской теме, проблеме Крыма и его коренного населения. Главный вопрос, по мнению эксперта, – Сирия.
Турция на протяжении ряда лет беспрепятственно пропускала через свою территорию исламистов и различные грузы, необходимые «Исламскому государству». Взамен на турецкую сторону переправляли нефть. Однако после начала террористической войны на турецкой земле Анкара стала относиться к Сирии несколько иначе. Госграница с Сирией была укреплена, и сейчас перебраться через нее трудно. К тому же есть данные, что Эрдоган готов пересмотреть свое отношение к Асаду. Позиция Турции по САР – тупиковая. Выбраться из нее невозможно без жертв, уверяет Надеин-Раевский.