Вчера средства массовой информации свое внимание обратили на два крупных энергетических проекта российской столицы. Как оказалось, Болгария прислала не совсем четкие сигналы, касающиеся «размораживания» проекта «Южный поток». В свою очередь, Анкара сообщила, что готова без каких-либо размышлений пойти навстречу для быстрого воплощения в действительность проекта «Турецкий поток». Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Но в итоге российские власти достаточно сдержанно прореагировали на такие, на первый взгляд, обнадеживающие сигналы. О том, что Турция имеет свои интересы, стало известно еще в минувшем месяце, и на это в Минэнерго России сообщили, что данный проект «целиком отвечает интересам Турции».
Прозвучавшие не так давно заявление турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана пока что не были прокомментированы членами правительства, возможно потому, что не хотят сильно преувеличивать итоги переговоров между главами обеих государств, которые намечены на сегодня в Санкт-Петербурге. В то же время Кремль никак не прореагировал на заявление официальной Софии, хотя в минувшую пятницу, 5 августа, российский президент Владимир Путин и болгарский глава правительства Бойко Борисов провели переговоры в телефонном режиме.
Корреспонденты русской службы ВВС решила вспомнить главные параметры «Южного» и «Турецкого» потоков, а еще «Северного потока-2». У этих трех масштабных проектов есть одна общая черта: Россия их рассматривала в качестве средства обхода Украины в процессе транзита голубого топлива для европейских потребителей.
«Южный поток».
На официальном уровне строить этот газопровод начали еще 7 декабря 2012 года. Предполагалось, что его ветки будут проходить из Анапы по дну Черного моря в город Варна (Болгария) и уже оттуда в другие европейские страны. Цена данного проекта должна была составить примерно 23,5 млрд. евро. Что касается мощности этого маршрута, она была запланирована в 63 миллиарда кубических метра. Этого совершенно хватило бы, чтобы не иметь потребности прибегать к транзиту через украинскую территорию. Стоит отметить, что в прошлом году мощность украинского транзита российского газового монополиста составила 64,2 миллиарда кубометров.
В 2014 году весной, с учетом событий в Украине, Европейским парламентом была принята резолюция с рекомендацией приостановить строительство «Южного потока».
Весной 2014 года, на волне украинских событий, Европарламент принял резолюцию, в которой рекомендовал приостановить строительство «Южного потока». Вместе с тем в Еврокомиссии отметили, что документация проекта по строительству газовой ветки не отвечала нормам европейского законодательства.
Летом того же года Болгария два раза заявляла, что приостанавливает свое участие в строительстве «Южного потока» до тех пор, пока в начале декабря во время пресс-конференции в турецкой столице глава российского государства Владимир Путин заявил, что Кремль отказывается от проекта, так как «Еврокомиссия приняла неконструктивную позицию».
«Турецкий поток».
Путин в декабре 2014 года, заявив, что «Южный поток» прекратил свое существование, сообщил о начале строительства нового газопровода «Турецкий поток». Это стало очередной попыткой обхождения украинского транзита, но в этот раз в качестве страны, через которую можно было бы попасть в Европу, стала Турция. Предполагалось создание на границе Турции и Греции газовый хаб, и уже оттуда голубое топливо могло поступать в страны Европы.
Потенциальная мощность газопровода должна была составлять 63 миллиарда кубометров в год (подобно «Южному»). Бюджет строительства четырех веток эксперты оценили в 11,4 миллиарда евро. И хотя с самого начала ожидалось, что строительство начнется летом прошлого года, буквально до разгоревшегося скандала на дипломатическом уровне в ноябре сторонам не удавалось подписать соглашение о строительстве. Если ранее «Турецкий поток» предполагал наличие четырех веток, то потом его ужали до одной.
«Северный поток-2».
В связи с ликвидацией «Южного потока» и медленного продвижения по «Турецкому», Россия была вынуждена присмотреться к третьему маршруту, который бы способствовал обратить снижению зависимости от украинского транзита: расширение существующего магистрального газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря в Германию.
18 июня минувшего года года в ходе Петербургского экономического форума «Газпром» E.ON, Royal Dutch Shell и OMV AG достигли договоренности о сотрудничестве по проекту создания газотранспортной инфраструктуры. Две нитки должны были иметь пропускную способность в 55 миллиардов кубических метров, а цена проекта составляла 8 миллиардов евро.
На сегодняшний день из трех проектов обхода Украины для Кремля этот проект является наиболее перспективным. В Брюсселе и Вашингтоне смотрят на развернутую Россией активность на этом направлении с тревогой. Спецпредставитель Госдепартамента США по энергетике Амос Хохштайн в недавнем интервью европейскому медиапорталу EurActiv заявил о том, что проект принесет Европе больше вреда, нежели пользы.