Встреча президентов Турции и Российской Федерации не повлияет на отношения Анкары и Вашингтона, считает представитель Государственного департамента Соединенных Штатов Америки. Беседа Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана прошла вчера днем.
Переговоры лидеров России и Турции Владимира Путина Реджепа Тайипа Эрдогана не несут проблемы для Вашингтона, говорит на брифинге представитель Государственного департамента Соединенных Штатов Америки Элизабет Трюдо, комментируя вопрос о том, способны ли отношения Соединенных Штатов Америки и Турции ухудшиться после переговоров двух лидеров ранее во вторник. «Я не считаю, что об этом вообще стоит вопрос», — говорит она.
Трюдо подчеркнула, что Российская Федерация и Турция считаются «суверенными государствами», у которых имеются свои международные отношения: у этих государств есть «общие цели», с учетом борьбы с «Исламским государством» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) и работу Международной группы поддержки Сирии.
«Что относится к содержанию их переговоров — об этом лучше спрашивать их (турецкие и российские) власти», — говорит представитель Государственного департамента.
Встреча лидеров Турции и Российской Федерации проходила вчера и продлевалась два часа — с 14:00 до 16:00 по МСК.
По результатам переговоров Путин заявил, в особенности, о медленном снятии мер в отношении Турции, которые были запущены после того, как истребитель Турции сбил Су-24 Российской Федерации в небе над Турцией. Основным образом президенты стран уделили внимание двум проектам — трубопроводу «Турецкий поток» и АЭС «Аккую».
Турецкая разморозка.
На первой за год встрече президенты Российской Федерации и Турции не отводили внимание на причину охлаждения отношений и заключили договоренность поэтапно возобновить замороженное экономическое сотрудничество. Но разногласия по вопросу Сирии сохраняются.
Примирение Российской Федерации и Турции проходили в понедельник в Греческой гостиной Константиновского дворца под Санкт-Петербургом. Глава Владимир Путин встречал главу Турции Реджепа Эрдогана улыбкой и пожал ему руку. Эрдоган в процессе пресс-конференции назвал Путина «дорогим другом».
В конце прошедшего года лидер Росси назвал действие Военно-воздушных сил Турции, сбивших российский истребитель Су-24, «ударом в спину». В послании Федеральному собранию в декабре лидер России давал обещание, что помидорами (запретом на их поставку, введенным после уничтоженного истребителя) Турция не отделается, а также рассказывал о том, что у Кремля есть основания считать, что действия прежнего партнера были спровоцированы желанием обеспечить безопасность поставок нефти, что добывается боевиками запрещенного формирования «Исламского государства».
Инцидент с самолетом на встрече в Санкт-Петербурге президенты описывали крайне скупо. Путин с самого начала беседы с Эрдоганом (президенты близко двух часов общались с участием только министров иностранных дел и помощников, после этого, еще почти столько же проводили с делегациями за рабочим завтраком) отметил об «известной трагедии», после которой отношения государств «деградировали». Эрдоган на пресс-конференции рассказал, что переговоры осуществились впервые «после известного события».
Оба главы желали на камеры говорить о том, что их может сблизить. Путин напоминал, что стал «одним из первых» международных президентов, который выразил поддержку коллеге из Турции в связи с попыткой государственного переворота. «Это наша принципиальная позиция: мы постоянно выступаем категорически против любой попытки неконституционных действий», — пояснил свой звонок Эрдогану Путин. «Ваш звонок сразу после проявления попытки государственного переворота и моих коллег, и меня лично, и наш народ очень порадовал», — выражал благодарность Эрдоган. В первую очередь говорится о моральной поддержке со стороны Москвы, ни о какой политической и разведывательной помощи Российской Федерации в подавлении путча рассказывать не стоит, полагает директор Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.
По словам Эрдогана также следовало, что попытка государственного переворота ускорила встречу: лидеры назначали ее на время саммита «двадцатки» в Китайской Народной Республике, но проводили раньше. Путин отметил, что визит коллеги именно в момент сложной обстановки внутри Турции подтверждает нацеленность на возобновление отношений.
Условием для восстановления отношений немногим раньше в Кремле назвали принесение извинений и выплату компенсации. Извинительное послание Эрдогана Москва опубликовала 27 июня. О решении вопроса о компенсации до текущего времени не передавалось — еще в последних числах июня премьер Турции рассказывал, что выплаты не будет. Помощник главы Юрий Ушаков, анонсируя встречу, отмечал, что вопрос компенсации способен быть обсужден на встрече глав государств. Однако по результатам переговоров ни Путин, ни Эрдоган ни единого слова об этом не сказали.