Внимание значительной части мирового сообщества сосредоточено на событиях в Сирии. По мнению ряда обозревателей, победа на сирийском фронте будет для российских силовиков задачей очень сложной. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
В публикации для британского издания The Telegraph информацией о происходящем в Сирии поделилась обозреватель Сара Лейн. Она пишет, что битва за город Алеппо прошла не так, как рассчитывали президент Асад и его союзники. Представители России и официальных властей Сирии предложили мирным жителям выйти из восточной части Алеппо. Это предложение также должно было стать убедительным аргументом, чтобы вынудить оппозиционеров сложить оружие. Инициатива оказалась торпедированной наступлением оппозиционных сил.
Противники Асада утверждают, что под их контролем находится район Расмусе в юго-западной части города, а вооруженные подразделения оппозиции смогли проникнуть в кварталы, заблокированные правительственными войсками. Контратака оппозиционеров оказалась успешной во многом благодаря высокому уровню сотрудничества между несколько разрозненными группировками противников президента. В прессе появляется информация о том, что оппозиционеры получили поддержку от других стран ближневосточного региона.
В числе организаций, реализовавших успешную контратаку, оказалась «Сирийская свободная армия», которая получает поддержку из Вашингтона. Также среди триумфаторов группировка «Джабхат Фаттах аш-Шам», ранее именовавшаяся «Джабхат ан-Нусра», замеченная в связи с «Аль-Каидой», обе организации запрещенные в России как террористические. В настоящее время можно сказать, что битва за Алеппо пока не окончена.
В рамках противоборства за большой и важный город правительственные войска ответили со всей возможной силой. Эта битва продемонстрировала, насколько сложной является задача, стоящая перед Россией. В сентябре прошлого года интервенция в сирийский конфликт для России объяснялась практическими причинами. Падение регионального союзника в лице режима Башара Асада стало причиной значительного падения влияния России в ближневосточном регионе. Снижение влиятельности поставило бы под угрозу военные интересы России, в том числе базу в Тартусе. Поэтому российские силовики вмешались в конфликт для защиты Асада.
С другой стороны, сирийские события имеют важность для России с точки зрения идеологической. Сирийская военная компания стала неким продолжением событий в Крыму. Введение войск стало для Кремля возможностью продемонстрировать в Сирии более влиятельную позицию по отношению к США. Москва получила возможность расширить влияние на ход событий и стать ограничителем действий для американской коалиции.
Как показали последующие события, ближневосточный конфликт значительно отличается от ситуации в Восточном регионе Украины. На Донбассе Москва смогла добиться желаемого хода событий – восточный украинский регион дестабилизирован, власть страны вынуждена заниматься разрешением конфликта. По другому сценарию развивались события в Сирии, российское руководство столкнулось с множеством ограничений.
Ближневосточный конфликт сложный, отсутствует очевидное его решение.
Одной из целей вмешательства Москвы в конфликт является стремление подорвать позицию Вашингтона, который диктовал правила. Вмешательство России в события оказалось таким же, за которое Москва критиковала Запад. Легализировать интервенцию Москве помогло приглашение сирийского правительства. На практике оказалось, что вместе с Западом Россия втянута в конфликт, возможно неразрешимый.
В сирийском конфликте принимает участие огромное множество сил внешних и внутренних. При планировании дальнейших шагов Москва вынуждена учитывать не только действия США, но и активность других игроков. Во многих случаях российские стратегии принимают во внимание решение, принимаемые участниками более влиятельными.
Суть сирийской интервенции для Москвы заключается в том, что отсутствует возможность скрывать неудачи и потери, что отличает ситуацию в ближневосточном регионе от вмешательства Кремля в дела стран ближнего зарубежья. На Донбассе поддержку боевиков в некоторых случаях Москва может даже довольно правдоподобно отрицать, а прибытие из приграничного региона соседней страны гробов заглушить. В Сирии ход событий решает преимущественно авиация. Пресса региональная международная освещает события и разбавляет российскую версию произошедшего.
Недавнее уничтожение российского вертолета с 5 жертвами многие российские негосударственные СМИ назвали эпизодом с самыми большими человеческими потерями за всю сирийскую кампанию. В июле запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ сбила сирийский самолет с русскими пилотами. Подобные происшествия вполне могут выступать поводом для консолидации внутреннего общественного мнения, но увеличение количества жертв сильно изменит ситуацию.
В отличие от вмешательства в украинские события, сирийскую интервенцию российское общество не слишком сильно поддерживает. Исследования социологов из Левада-Центра продемонстрировало, что более позитивно российские граждане восприняли новость о выводе войск из региона, чем о вмешательстве.
Некоторые возможности у России в Сирии еще есть. В любом случае Москва может выйти из конфликта в любой момент. В стремлении защитить собственные интересы в долгосрочной перспективе на переговорах по урегулированию конфликта Москва может проявить больше гибкости, чем некоторые российские союзники. Для достижения этой цели россиянам придется вести многослойную борьбу против соперников, постепенно вплетая в создавшийся клубок новые интересы. Удерживание контроля над ситуацией со временем превратится в задачу все более сложную.