Недавние изменения в российско-турецких отношениях прокомментировал Константин Эггерт. Он утверждает, что сближение России и Турции направлено в первую очередь на создание противовеса США. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский журналист Константин Эггерт в публикации своей колонки пишет, что для российского президента Путина 9 августа стало хорошим днем. Уже давно столь открыто и униженно перед хозяином Кремля не заискивал приехавший из-за границы государственной лидер. Турецкому президенту Эрдогану пришлось даже перенести неоднозначный момент в организации встречи, которая проводилась в Греческой гостиной Константиновского дворца Стрельны.
Несмотря на неоднозначный намек, на протяжении встречи турецкий президент дважды назвал российского коллегу «дорогим другом» и пообещал все, что только можно было пообещать. В список возможных обещаний, как оказалось, выплата компенсаций родственникам погибшего российского пилота не входит. Хозяин Кремля в создавшейся ситуации могут позволить себе проявить сдержанность.
Президент Путин заявил, что российская сторона работает над возвращением в государство рабочих из Турции. Также он сообщил, что Москва рассмотрит возможность отмены визового режима с Турцией и ближе к концу года есть основания ожидать восстановления турецкого импорта на российский рынок, если соответствующее разрешение будет получено от служб, проводящих санитарный контроль.
В то же время важные для России темы – строительство газопровода «Турецкий поток» и возведение атомной электростанции «Аккую» – собеседники обсудили с позитивным для Москвы результатом. Турецкий президент пообещал Владимиру Путину сделать все, чего в Кремле добивались. Особенно важно для российского руководства возобновление работ по прокладке трубопровода, который лишает Украину доходов от транзита газа из России в Европу.
Сейчас в распоряжении хозяина Кремля оказался дополнительный козырь в сложном противостоянии с Киевом. В этом контексте также следует учитывать повторные призывы отдельных европейских стран, считающих целесообразным возобновление обсуждения проекта «Южный поток», реализация которого заморожена после соответствующего решения Брюсселя. Результаты переговоров по энергетике также являются аргументом в дискуссии с европейским руководством.
Положительными можно назвать результаты переговоров и для турецкого президента. После неудавшейся попытки военного переворота в Турции отношения Анкары с европейскими странами постепенно ухудшаются. Лидеры европейских стран озвучивают заявления с требованиями прекратить масштабные репрессии, которые развернул Эрдоган на территории Турции против оппонентов своего режима, реальных или вымышленных. Вполне ожидаемо увеличивается численность турецких чиновников, в первую очередь представителей силового блока, которые обращаются к руководству западных стран с просьбой предоставить политическое убежище.
Дружба против общих неприятелей?
Европейские политики заявили, что возвращение в Турции смертной казни одновременно станет концом амбиций Анкары, связанных с евроинтеграцией. По утверждению Константина Эггерта, турецкое руководство с самого начала в Евросоюз не очень-то и стремилось. Судя по всему, после повторного введения смертной казни туркам также следует забыть о безвизовом режиме со странами Шенгенского соглашения. На создавшемся мрачном фоне одним из немногих способов улучшить внешнеполитическое положение собственного режима для Эрдогана является восстановление отношений с Москвой.
Свой набор козырей в переговорах с российским коллегой есть и у турецкого президента. Речь идет о позиции официальной Анкары по сирийскому вопросу. Хозяин Кремля надеется, что в новых обстоятельствах турецкий коллега пересмотрит собственные взгляды на происходящее в Сирии. Кремль ожидает выполнения Эрдоганом данного в прошлом месяце обещания – турецкий президент пообещал восстановить отношения с сирийским диктатором Асадом.
Восстановление отношений с сирийским президентом для Турции объясняется и практическими причинами. За последний год исламский террор на территории Турции значительно усилился и стал одной из причин неудачного военного переворота. Расчеты Анкары на то, что в обмен на разрешение свободного транзита радикальные исламисты сосредоточат свою злобу на курдах, не оправдались.
Сирийскую политику Анкары, вернее угрозу ее изменения, турецкий президент может использовать в качестве орудия шантажа против НАТО и Евросоюза. В первую очередь этот аргумент будет иметь вес в переговорах с Вашингтоном. Эрдоган может заставить американское руководство учитывать собственные интересы, используя гипотетическую поддержку Асада и Путина для шантажа.
Следует учитывать, что администрация Барака Обамы не демонстрирует сильного желания вмешиваться в конфликт, надеется дотерпеть до выборов, избежав шумных скандалов и споров с союзниками. Поэтому можно с уверенностью сказать, что у турецкого президента есть повод для торговли с Вашингтоном. В Евросоюзе также не заинтересованы в укреплении позиций Асада с помощью поддержки Турции, поскольку в этом случае однозначным является рост количества беженцев. Учитывая создавшуюся ситуацию, турецкий лидер получил возможность торговаться, которую использует в ближайшее время.